“Шедевры музеев мира в Эрмитаже”: “Благовещение со святым Эмидием” Карло Кривелли
О выставке
Благая весть и огурец с яблоком
Как всегда у Кривелли, на его картине – целый мир с великим множеством деталей и подробностей. В нем улицы украшены величественными арками, а дома – затейливой резьбой, во дворах растут кипарисы, в окнах выставлены горшки с цветами, дети играют в прятки, аристократы ведут ученые споры, юноши ухаживают за девушками, на балконах проветриваются цветистые ковры, на жердочках сидят разноцветные птицы в клетках и без, на фоне мастерски выполненного барельефа уселся здоровенный пестрый павлин – в общем, жизнь кипит. С голландскими мастерами Кривелли роднит не только любовь к деталям, но и иносказательность: все эти птицы, павлины, сценки не просто так, каждая деталь – хорошо известная знающему зрителю аллегория, отсылающая либо к христианским грехам и добродетелям, либо к текущим событиям (так, макет города, который держит в руках епископ Эмидий, символизирует автономию от папского престола). В пестроте деталей и смыслов как-то теряется фигурка юной аристократки – будущей Богоматери. Мария у Кривелли – отнюдь не скромная иудейка: она молодая итальянка, живет в богатом доме (Кривелли с наслаждением выписывает и бархатный занавес над дверью, и роскошные резьбу и роспись простенков, и многочисленные сосуды, стоящие на полке над ее головой), посвящает свободное время молитвам, для чего у нее есть собственная Библия, лежащая на богато украшенном столике. Как бы исподволь, не вмешиваясь в повседневную суету и пытаясь не напугать окружающих птиц, разверзаются небеса, и лицо Марии озаряет падающий с небес золотой луч. Ну и «фирменный знак» художника – на переднем плане композиция из огурца и яблока. Он их вставлял во многие свои картины, как бы вместо подписи.
Шедевр Кривелли приехал в Эрмитаж из Лондонской Национальной галереи. Это благодарность главного музея Великобритании за нашу «Мадонну Литту» Леонардо да Винчи, украшающую сейчас выставку да Винчи в Лондоне.