“Шедевры музеев мира в Эрмитаже”: “Бог Отец” Джотто
О выставке
Странно порою складываются судьбы. Жил себе мальчишка в крестьянской семье, пас овец и пас бы их до самой смерти, да только как-то раз на пастбище он от нечего делать рисовал на камне собственную же овечку – а мимо случайно проходил один из крупнейших художников своего века Чимабуэ.
И Чимабуэ так восхитился тонкостью рисунка, что тут же пошел с мальчиком к его отцу и уговорил отдать одаренного пацана ему в ученики. Так, по свидетельствам биографов, пастушок Джотто стал одним из отцов всей европейской живописи. Глаз насмотренного зрителя на Джотто отдыхает: у него нет той изощренности, которая отличает самых крупных классиков эпохи Возрождения. Хотя от них Джотто отделяет всего лишь столетие, у него еще есть и наивность, и какая-то детскость рисунка – и в то же время сложность замысла. Джотто еще принадлежит тем временам, когда картина считалась иллюстрацией к Библии для тех, кто не умел читать – но само богословие в тот век уже стало настолько сложной и возвышенной наукой, что и картинки к нему были подобны высшей математике. Художнику удалось соединить эту математику с первозданным восхищением миром, его красками, формами, человеческими взглядами, узором древесных листьев, хрупкостью цветов. Это непостижимое соединение и есть живопись Джотто. В Эрмитаж картина Джотто «Бог-Отец» приехала из Городского музея Падуи. Итальянский городок по праву считается главной сокровищницей живописи Джотто: именно падуанская капелла Скровеньи – главный и самый крупный шедевр мастера. Здесь он изобразил всю жизнь Иисуса – с того момента как ангел возвестил Марии о его скором рождении, через взросление, проповедничество, мучительную смерть и до рождения нового, во славе царя небесного. В этом статусе Иисус наконец встречается и сливается с божественным отцом – а Джотто позволяет подсмотреть за воссоединением семьи и зрителям.