Всюду жизнь
О спектакле
Хореограф Егор Дружинин, известный по отечественным версиям мюзиклов ‘Чикаго’ и ‘Продюсеры’, привозит в город свою танцевальную пьесу ‘Всюду жизнь’.
Это, безусловно, не мюзикл – на сцене никто не поет, хотя музыка здесь не стихает: то любимая у нас балканщина в исполнении Горана Бреговича, то не менее любимый джаз-мануш Джанго Рейнхардта. И уж конечно это не балет. Но ведь и не драма – поскольку разговоров тоже не наблюдается. Современным танцем тоже не назовешь – хотя в спектакле занят Роман Андрейкин (единственный из российских танцовщиков контемпорари, ухитрившийся за всю историю «Золотой маски» победить «классиков» в соревновании за приз), ничего похожего на строгие современные техники в спектакле нет. У постановки Егора Дружинина нет аналогов и предков на родной сцене – зато есть во Франции.
В 1983 году вышел знаменитый фильм Этторе Сколы «Бал» – все действие происходило в парижском полуподвальном танцзале, и смена сценок обозначала смену эпох в истории Франции и французского кино с 1930-х до 1970-х. Все было рядом: явление Жана Габена и Анни Жирардо, оккупация и студенческие демонстрации 1968-го. Именно под впечатлением от этого фильма Дружинин сделал свой спектакль – но совпа-дает только жанр танцпьесы.
У Сколы пространство было замкнуто, у Дружинина – открыто всем ветрам. Где происходит действие – сказать трудно, скорее все же где-то на Балканах, чем в наших краях; но манеры, истории, сюжеты – родные, узнаваемые и знакомые. Время – послевоенное, но строго не обозначенное – то ли конец сороковых, то ли пятидесятые. И по костюмам не определишь – где-нибудь в деревне под Костромой до сих пор можно встретить мужиков в таких треухах и теток в таких сапогах. И речь-то в спектакле, собственно, об образе жизни, который не меняется с течением времени, о той витальности и чувстве юмора, благодаря которым люди как-то выживают в самых сложных обстоятельствах.
Вот ветеран рассказывает о своих боевых подвигах («рассказывает», конечно, пантомимой, но насколькоздорово придуманной и понятной: вот он явно десантируется во вражеский тыл, а вот у него на груди плачет и его благодарит не меньше чем сам маршал Жуков). Вот вернувшийся из дальних краев парень раздает подарки, за которыми выстраивается требовательная очередь, галантный кавалер в сильном подпитии ухаживает за всеми женщинами деревни одновременно (и каждая прихорашивается по поводу такой удачи). Вот дед с бабкой вспоминают молодость и выдают лихое танго, а влюбленным достаточно одного пальто на двоих. Гуляет свадьба, не обходится без похорон (вполне веселых) – и все это в бешеном ритме цыганских скрипок, с шутками-прибаутками и сочными деталями. В хореографии нет никаких технических наворотов – да они и не нужны: Дружинин явно не хочет отстраненного восхищения аудитории, ему важно другое – вот это возникающее у сегодняшних горожан чувство узнавания вроде бы далеких от них персонажей, чувство, что «всюду жизнь» и что вообще жить – довольно забавно.