Время женщин
- Режиссер/Постановщик
- Геннадий Тростянецкий
О спектакле
БДТ показывает вторую за сезон премьеру – «Время женщин», инсценировку романа современного прозаика Елены Чижовой в постановке Геннадия Тростянецкого.
Тростянецкий – режиссер с биографией. Он появился в городе на рубеже 1980–1990-х годов, возглавил самый на тот момент «убитый» театр города – Театр на Литейном – и подарил труппе несколько незабываемых лет, и это – на пике экономических трудностей, когда залы опустели по всей стране. «Скупой» и «Ворон» были прекрасны, «Король Лир» с Игорем Горбачевым в заглавной роли балансировал на грани гениальности.
Талант нового худрука, как водится, колол многим глаза, и Тростянецкого быстренько «ушли», сославшись на его неспособность к хозяйственной деятельности и документообороту.
Крылья режиссеру эта история слегка подрезала. Тростянецкий не покинул город, продолжал ставить – в основном в Александринском и Театре имени Ленсовета, но планки, заданной самому себе в начале девяностых, так и не достиг. А фирменный творческий почерк, сочетающий серьезность высказывания с буффонной легкомысленностью формы, порою оказывался размыт до каракулей. Герои, точно так же, как в «Скупом», расхаживали по зрительному залу, так же, как в «Лире», запросто болтали с публикой, но спектакли напоминали пресловутые фальшивые елочные игрушки – блестели, но не радовали.
Карьера Тростянецкого в БДТ началась шесть лет тому назад, когда Кириллу Лаврову попалась на глаза запись спектакля «Веселый солдат», поставленного режиссером в Красноярске. Спектакль Лаврову глянулся, к тому же БДТ срочно надо было что-то выпускать к 60-летию Победы. «Солдата» перенесли на сцену БДТ, а Тростянецкому заказали пьесу Островского «Блажь». Тут Геннадий Рафаилович развернулся во всю неуправляемую мощь и устроил на товстоноговской сцене форменный балаган – смешную, но местами скользкую в отношении вкуса пародию на провинциальный театр. Худсовет БДТ (там до сих пор есть худсовет!) такой «Блажью» был фраппирован, и следующего приглашения в этот театр Тростянецкому пришлось ждать целых пять лет.
Материал на этот раз самый благонамеренный – инсценировка призера «Русского Букера» романа Елены Чижовой «Время женщин». В центре сюжета – три пожилые женщины, ленинградки, в трудную послевоенную пору воспитывающие сироту-подкидыша. В московском «Современнике» с этим романом уже работал молодой режиссер Егор Перегудов и умудрился превратить его в подобие плаксивой мексиканской мелодрамы. Фарсовая ирония Тростянецкого – надежное противоядие от подобных метаморфоз. Новый спектакль БДТ к тому же обещает стать монументальным полотном: в репетициях занято три десятка артистов, участвуют оркестр и хор.
На одну из главных ролей пригласили Ирину Леонидовну Соколову, выдающуюся актрису, знакомую всему театральному городу как прима ТЮЗа времен знаменитого Зиновия Корогодского. Ирина Леонидовна рассказала, как ей репетируется с Тростянецким: «Геннадий Рафаилович потрясающе работает. Он умница. Ему давно уже следовало дать свой театр. Он требователен и к нам, и к себе. И он любит актеров – это очень большой плюс, не так часто сегодня с этим приходится сталкиваться. А если режиссер заинтересован в актере, тот идет навстречу, раскрывается – как цветок, как бутон. Я играю одну из трех сестер-старух, старых ленинградок: эти персонажи – хранительницы очень важных духовных ценностей. И у меня замечательные партнерши – Екатерина Марусяк и Татьяна Бедова. Таня-то и вовсе своя: она же училась у Зиновия Яковлевича Корогодского, с которым я проработала столько лет. Так что мы разговариваем с ней в процессе работы на одном языке. Вообще, у нас потрясающий коллектив… Так что я с огромной радостью всегда бегу на репетицию».