Визит дамы
О спектакле
Поставив в московском “Ленкоме” притчу Дюрренматта «Визит старой дамы» — эффектную сатиру на устройство буржуазного общества, — режиссер Александр Морфов омолодил героев лет на 30, выбросив из названия прилагательное «старый», а из текста — упоминания о многочисленных протезах героини.
Но сохранил фабулу: миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родной заштатный Гюллен для мести бывшему возлюбленному Альфреду Иллу, некогда бросившему ее с ребенком на произвол судьбы.
Не веря в высшую справедливость, Клара вершит над Иллом Страшный суд. Ее план мести прост и изящен: подарить городу миллиард в обмен на убийство Илла. Без аллюзии на жизнь в новых экономических условиях не обходится ни один спектакль Марка Захарова. Неудивительно, что актерская команда, играющая городских обывателей, оказывается в родной стихии, будто рыба в воде. Толпа гюлленцев, сменивших невзрачную серую одежду на яркие костюмы и желтые ботинки, купленные в кредит, так и пышет энергией. Рост благосостояния и, соответственно, уверенности в себе показан на редкость наглядно.
В общем, с социальной сатирой в спектакле дело обстоит отлично. Зато Страшный суд пришлось отложить. Взаимоотношения Клары (Мария Миронова) и Илла (Александр Лазарев) разбавляют густой социальный замес мело-драматической струей. И в самом деле, зачем ей убивать Илла? Ведь он — ее единственная любовь. К тому же красота и гламурный облик Клары возродили его прежние чувства. В общем, когда народ уже созрел для отмщения, раскаивается не только Илл, но и госпожа Цаханассьян.
Елена Лазарева, Time Out Москва