Одна хорошая вещь
О выставке
Мир преднамеренного хаоса в работах Кирилла Челушкина.
Челушкин, конечно, скромничает и лукавит. И вещь хорошая не одна, а полтора десятка. И то, что сюжеты он, по собственному утверждению, выбирал случайно – тоже не так: они старательно отобраны и составляют общую картину если не современной жизни, то сферы интересов журнальных фотографов уж точно.
Челушкин не новичок в галерее Гисич. Полтора года назад он выставлял там проект «242» (номер статьи УК за распространение порнографии) – развернутые до монументальных размеров эротические рисунки, на которые сверху, слоями, были нанесены то географические карты, то мистические знаки – и розовая банальщина превращалась в исследование визуального языка.
На этот раз никакой многозначности. Прямой рисунок карандашом. Никаких наложений и двусмысленностей. Вот вагон сошел с рельсов, вот космонавты в скафандрах, вот вообще какие-то случайные люди. Как обычно у Челушкина, все это дано виртуозной графикой и размером от пола до потолка. Тут и возникает главная коллизия выставки: контраст банальности сюжетов и щедрой траты вложенных в них и ручного труда, и галерейного пространства. Значит, что-то тут не так.
«Что-то тут не так» – это диагноз нашему сегодняшнему отношению к миру. В самом деле, все сюжеты – как картинки на телеэкране: щелкаешь пультом – вот кого-то зверски убили, вот кто-то признается в любви, а вот футбол. «С одинаковой беспристрастностью, – говорит Челушкин, – мы наблюдаем катастрофу и человеческие радости, игру и реальную жизнь, живых людей и останки их. Возникает тема общей эмоциональной замороженности». Художник – не врач, и лечить эту замороженность не собирается. Но миссию свою видит в том, чтобы пациент ее просто осознал.