Alva Noto & Blixa Bargeld (Германия)
О мероприятии
Пионер индустриальной музыки Бликса Баргельд из Einsturzende Neubauten и медиаартист Alva Noto объединили усилия ради поиска духа в машине
Альбомы Einsturzende Neubauten последнее время выпускаются на пожертвования поклонников. Фигура Бликсы Баргельда меж тем приобрела коммерческую узнаваемость, когда для серии телереклам строймага Hornbach он на манер скороговорки зачитал каталог
Лучи прожектора выхватывают из темноты двоицу в черном. Один окружен армией машин – лэптопов и низкочастотных генераторов, – исторгающих по мановению руки то протяжный шум, то ритмическое цыканье. Другой издает полный ужаса визг, срывающийся в сипение, – машины послушно подхватывают и долго мотают гортанные звуки по пространству зала, пока человек переводит дух и поправляет челку. Темнота обагряется, окончательно оформляя впечатление десятиминутного падения в геенну.
Визг берлинца Бликсы Баргельда знаком каждому, кто всерьез интересуется андерграундом конца XX века. Задолго до проекта ANBB по записям его главной группы Einsturzende Neubauten высоколобые юноши из 1980–1990-х сверяли вкусы и выясняли, кто свой – кто чужой. Нимфы с гуманитарных факультетов в те же времена не могли решить, в ком демонической сексуальности больше – в Нике Кейве или в Бликсе, который по совместительству скрежетал на гитаре еще в Nick Cave & The Bad Seeds. Einsturzende Neubauten не записывались с Кайли Миноуг (хотя герр Баргельд в шляпке с вуалью брал на себя ее партию в Where The Wild Roses Grow на гастролях The Bad Seeds), и вообще их метод заполнения звукового пространства с помощью груды металлолома был максимально далек от мейнстрима. До хит-парадов подобные индустриальные подвиги довели позже Depeche Mode и Nine Inch Nails. А Бликса уже в рамках ANBB продолжает нащупывать грань между музыкой и хаосом: «Никто пока эту границу не определил, – сообщает он Time Out. – Вот Metal Machine Music Лу Рида – это что вообще? Я считаю – музыка, но со мной мало кто согласится».
Если Neubauten редко полагались на чудеса техники – предпочитали, поигрывая мускулами, колотить по железкам вручную, – то еще один участник ANBB, родившийся по другую сторону Берлинской стены Карстен Николаи, он же Alva Noto, блуждает по компьютерному миру. Он не воспевает торжество холодной точности, как завещали Kraftwerk, а ищет вдохновения в аппаратных ошибках, в щелчках статического электричества и потрескивании процессорных синапсов – в тех случайных элементах, что наделяют машину чем-то отдаленно напоминающим живую душу. Карстен уже навещал нашу страну, правда, не как музыкант – выращивал снежинки в самодельном агрегате на II Московской биеннале современного искусства и читал лекции о визуализации науки. Его лабораторные опыты выставлялись также на Венецианской биеннале и во множестве крупных музеев мира. А в музыкальной среде к его услугам укротителя техники прибегают современные классики Рюичи Сакамото и Майкл Найман – с последним у Карстена случилась опера Sparkie: Cage And Beyond – о волнистом попугайчике с феноменальным словарным запасом.
Стоило ожидать, что творческие пути AN и BB, давних поклонников друг друга, пересекутся. И результат, который дуэт продемонстрировал в единственном альбоме 2010 года Mimikry, тоже предсказуем – крики и чеканные монологи Бликсы плавают в абстрактном звуковом вареве к впечатляющему эффекту. В комментариях к видео I Wish I Was A Mole In The Ground есть, например, следующий: «Ничего страшнее в жизни не слышал, можно реально сойти с ума». Самим ANBB такая реакция нравится, однако Бликса с немецкой педантичностью поясняет: «Если ввести название песни на YouTube, первой выскочит не наша версия – это ведь народная песня, ее еще Боб Дилан исполнял». На концерте, увы, не будет Верушки фон Лендорф-Штайнорт, напевшей заглавный трек, – она красуется на обложке релиза в образе женщины-кошки. «Верушка вообще старая кошатница, у нее дома полно животных», – представляет Карстен музу Сальвадора Дали. Если загуглить слово Mimikry, в частности, найдется фото, где фрау Лендорф сливается с каменной стеной. Вот в амбивалентности органики и неорганики и лежит круг интересов двух славных мужей, а их музыка вполне способна вызвать оргазм у неживой материи.