Выставка “Альтернативная мода до прихода глянца, 1985-1995”
- Составитель
- Миша Бастер
О выставке
До открытия в этом году филиала «Гаража» в «Новой Голландии» институция дебютирует в Петербурге фотовыставкой «Альтернативная мода до прихода глянца».
Нам сегодняшним, которым «быть дизайнером» – значит иметь соответствующую запись в трудовой книжке, а «одеться модно» – значит пойти в бутик, эти позднесоветские и раннепостсоветские фото – как свидетельства откуда-то из эпохи Возрождения.
Смотри, мол, как всерьез все было: творчество было не профессией, а образом жизни и ее прямым результатом, веселым водоворотом, в котором крутилось не только то, какие картины писали или музыку играли, а и как жили, ходили по улицам, ели, спали – и, конечно, как одевались.
Виктор Цой, как известно, сам шил себе брюки. Модники восьмидесятых шили, перешивали, перекомпоновывали все детали своего гардероба. У кого-то из этого вырастал перформанс, у кого-то это превратилось в профессию. В общей тусовке альтернативная мода быстро смешивалась и срасталась со всей прочей альтернативностью, художественной и музыкальной, выходила на сцену в «Поп-механиках» Сергея Курехина и на рок-фестивалях. Выставка, которую «Гараж» после показа в Москве привез в ЭТАЖИ, демонстрирует, что альтернативная мода позднего СССР была не просто выпендрежем неформальной молодежи, а вполне самостоятельным профессиональным явлением. По словам организаторов выставки, ее оценили такие кутюрье, как Вивьен Вествуд, ранее считавшая, что в стране серпов и молотов никакой моды быть не может, и Едзи Ямамото, для которого устраивались показы в эпицентре московской модной вольницы на Петровском бульваре. Пако Рабан, Эндрю Логан, Зандра Роудс и многие иные менее известные европейские кутюрье считали для себя интересным принять участие в рижской Ассамблее неукрощенной моды, организованной Бруно Бирманисом. Парадоксально, но альтернативную моду убило то, к чему она стремилась, – выход из андерграунда. Почти никому из тогдашних экспериментаторов не удалось основать свои бренды. Когда на смену «Работнице» пришли Vogue и Elle, а модной одеждой заполнились торговые центры у каждой станции метро, дизайнеры-экспериментаторы оказались в еще большем андерграунде, чем во времена советской торговли. Хипстеры одеваются в Topshop.
КУРАТОР ВЫСТАВКИ МИХАИЛ БАСТЕР: «Я не художник и не дизайнер, я адепт уличной моды. Я был в восьмидесятые модником, моделировал себя, я получил уличное образование, я знаю уличные стили. Часто они переходили в перформанс. В отличие от московской выставки, здесь мы сделали более академичную и структурированную экспозицию. Выставка в «Гараже» была более сфокусирована на уличной моде, питерская – на альтернативной. В наших планах – сделать еще и третью выставку, которая включит в себя живопись, музыку и вообще все коммуникации того периода. Потому что альтернативную моду делали художники, а не дизайнеры, они создавали не одежду, а образы, предчувствие моды.
Архив, из которого создана эта выставка, огромен. Это 10 лет в кадрах и лицах. Мы разделили экспозицию на секции по конкретным дизайнерам, отдельно подиумная мода, отдельно фэшн-съемка, отдельно сквоттерская мода, уличная, такое народное дефиле. Показываем взлет альтернативной моды на рубеже 1980-х и 1990-х, когда модельеры стали работать дизайнерами, пытались пойти в производство, и заканчиваем 1995 годом, когда в Россию пришла западная фэшн-индустрия – недели моды, бутики, глянец и вал китайского дерьма, напрочь убившего вкус. Но какой-то драйв альтернативной моды остался и сейчас: например, который год идет эксплуатация темы военной униформы – это напрямую перекликается с тем, что мы показываем. Советская униформа была яркой, добротной и качественной, альтернативные дизайнеры ее очень любили. И одновременно она была элементом китча, а авангардная мода – это всегда китч. Сейчас отголоски нелепой советской моды вовсю используют британские дизайнеры, все эти сумочки из дерматина – они оттуда. «Поп-механики», «Асса-парады», авангардный дизайн, скопище молодых, красивых и дерзких – этот кураж никуда не делся».