Гия Канчели "Тихая молитва", V&V, "Ночные молитвы" | Музыка и клубы | Time Out

Гия Канчели “Тихая молитва”, V&V, “Ночные молитвы”

Гия Канчели “Тихая молитва”, V&V, “Ночные молитвы”

О спектакле

Первый за последние годы авторский вечер Гии Канчели

Грузинский композитор, до сих пор известный у нас преимущественно саундтреками, возвращается в ранге живого классика европейской музыки начала XXI века и одним из немногих постсоветских эмигрантов, сделавших успешную карьеру на Западе. Творческую биографию Канчели исследовал Time Out.

Канчели о себе самом: «Мне нравится быть старомодным. Я чувствую, что принадлежу той эпохе, когда мужчины еще ездили на лошадях, а дамы боялись пользоваться первыми легковыми автомобилями».

«Когда человек заходит в церковь, синагогу или мечеть в то время, когда там не идет служба, он слышит особую, ни с чем не сравнимую магическую тишину. Моя задача – превратить эту тишину в музыку».

«Говорят, что красота спасет мир. Но кто в таком случае спасет саму красоту? Я думаю об этом всякий раз, когда сажусь за рояль или беру в руки чистый лист нотной бумаги».


Канчели о петербургском концерте: «Сорок лет назад в своей Третьей симфонии я использовал запись фольклорной песни в исполнении легендарного грузинского певца Гамлета Гонашвили. О его уникальном голосе я вновь вспомнил в 1994 году, когда сочинял пьесу V&V, Voice and violin – музыку о встрече двух голосов, божественного (тенор Гонашвили, звучащий словно бы с неба) и земного (скрипка и струнный оркестр). Премьерой V&V дирижировал Иегуди Менухин, в Петербурге ее сыграет Гидон Кремер. Так произойдет символическая встреча величайшего скрипача ХХ века и лучшего скрипача нашего времени – что и говорить, мне всегда везло на хороших музыкантов».


Театр
Лучшие театральные партитуры Канчели созданы для спектаклей трех великих режиссеров – уроженцев Тбилиси. В 1972 году Георгий Товстоногов поставил «Хануму» Канчели – один из первых советских мюзиклов, спектакль, вошедший в золотой фонд постановок БДТ. Вплоть до начала девяностых Канчели работает в Тбилисском театре имени Шота Руставели и оформляет все ключевые постановки Роберта Стуруа – включая эпохальный «Кавказский меловой круг» Бертольта Брехта. В 2000-е Канчели вновь возвращается в БДТ и пишет музыку к «Дону Карлосу» Темура Чхеидзе.

Политика
«У меня всегда были большие претензии к власти и еще большие претензии к оппозиции. Я отрицательно отношусь к власти, которая порождает мракобесие, – и под мракобесием в данном случае я подразумеваю и одну, и другую сторону», – ко всем трем президентам независимой Грузии Канчели относился последовательно брезгливо. В 2008 году он резко осудил вмешательство России в грузино-осетинский конфликт и пообещал, что никогда больше не пересечет российскую границу – из-за этого обета композитор не смог посетить юбилей своего ближайшего друга Юрия Темирканова. По той же причине без участия Канчели пройдет и его нынешний авторский вечер в Филармонии.


Кино
Съемки «Мимино» начинались с эпизода, в котором главный герой идет по родной деревне и напевает песню, стилизованную Канчели под народную. Внезапно Вахтанг Кикабидзе остановился как вкопанный. Когда удивленный Георгий Данелия спросил у него, в чем дело, тот ответил: «Я не могу себе представить, чтобы здешние вертолетчики ходили по деревне и пели». Режиссер на минуту задумался, после чего согласился – и в итоге выбросил из фильма все написанные Канчели вокальные номера. Кроме одного – звучавшей за кадром «Чито-грито». «Это не песня, а триппер какой-то», – в сердцах признается потом Канчели: музыка к «Мимино» до сих пор остается самым популярным его творением.

Билетов не найдено!

Закрыть