Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов
О выставке
Русский музей показывает малоизвестный альбом графики Карла Брюллова, созданный им во время стажировки на полуострове мечты отечественных художников.
По сути «Итальянский альбом» – это публицистика: как случайные, но удачные снимки в фотоаппарате туриста
Есть ли бог? Есть ли рай? Если есть, то где он? На земле, на небе или в человеческой душе? Русские художники XIX века не задавались такими вопросами. Им было прекрасно известно: рай есть, и среди смертных он зовется Италия.
Италия – родина муз, родина европейского искусства и даже многократно родина: древнеримские фрески и статуи, торжественная религиозная живопись позднего средневековья, неслыханный творческий взрыв эпохи Возрождения, умудренные и техничные полотна Нового времени. Короче, российское (да и вообще европейское) академическое искусство всегда равнялось на итальянскую классику. Главной наградой для лучших выпускников Императорской Петербургской академии художеств была стажировка в Италии (поездки художников в более актуальную с художественной точки зрения, но и более вольнодумную Францию правительство во избежание распространения революционной заразы не поддерживало). И многие после такой стажировки не находили в себе сил покинуть прекраснейшую страну на свете. Это не мешало им застолбить себе место в истории российского искусства. Так, автор «Явления Христа народу» Александр Иванов провел в Италии почти всю жизнь, вернулся в Петербург, только чтобы представить публике картину всей своей жизни – и сразу умер. Карл Брюллов тоже прожил в Италии больше, чем среди родных осин; в Петербурге он писал в основном портреты по заказу, в Риме – шедевры вроде «Последнего дня Помпеи» или «Итальянского полдня».
Русский музей выставляет «Итальянский альбом» Брюллова. Альбом этот не только ранее не выставлялся для широкой публики, но был мало известен даже специалистам. Он находится в частных руках. На данный момент альбомом владеет закрытый паевой инвестиционный фонд, созданный специально под эту реликвию. Фонд оценивает стоимость альбома в 4,4 миллиона долларов. Выставка в Русском музее, несомненно, призвана повысить его капитализацию.
Сам альбом – это графика Брюллова, сделанная мастером в 1828–1832 годах. В нем 33 жанровые зарисовки плюс лист с собственноручной дарственной надписью художника графине Витгенштейн. Рисунки в альбоме очень разнообразны: здесь и карандашные наброски, и акварель, и тушь. Черноглазые итальянские красотки, пышные почтенные матроны, монахи, крестьяне, сценки из повседневной жизни Рима и мелких окрестных городков. Все – с натуры, быстрым взглядом, живым и цепким карандашом или кистью.
Альбом выставляется впервые. Помимо самого альбома, Русский музей дополнил выставку другими «итальянскими» произведениями Брюллова из собственного собрания. В целом на выставке 61 работа. В Италии Брюллов прожил не то чтобы всю жизнь – в 1835 году по настоянию императора чрезмерно запутешествовавшегося художника все же истребовали на родину, – но итальянские годы были для Брюллова самыми счастливыми и плодотворными. Он мечтал вернуться в страну своих муз, что и сделал незадолго до смерти. Пронизанная солнцем, полная древней красоты, с многовековой художественной традицией и бурной артистической жизнью, Италия была его настоящей, а не формальной родиной, его раем. Впервые показанный широкому зрителю «Итальянский альбом» Брюллова еще раз доказывает это.