Служанки
О спектакле
Легендарные “Служанки” сотрясателя основ и новатора Романа Виктюка даже спустя двадцать лет остаются сенсацией
Пьесу Жана Жене о двух служанках, задумавших погубить своих господина и госпожу, Виктюк поставил согласно желанию автора: все роли в его спектакле играют мужчины. Театральная история синтезирована с музыкой и танцем: герои-маски то ли из античной комедии, то ли из театра Кабуки артистично извивались на сцене (сценография Аллы Сигаловой) под музыку Далиды. Тогда это казалось революционным, потому что никто раньше не делал с театром и с человеческим телом то, что сделал Виктюк. Сегодня, когда публика поднабралась опыта, «Служанки» кажутся чем-то оглушающе неприличным: их эротическое содержание понемногу затмевает театральное.
Величие Виктюка, однако, не в том, что он последовательно воплощал на театральной сцене гей-драму еще с тех времен, когда даже слова такого не было — «гей». А в том, что все эти годы он создавал свой уникальный театр, в котором ему даже удалось преодолеть некоторые театральные условности. Его легендарные спек-такли не кончаются никогда — это протяженный во времени перформанс, которому не обязательны звезды, ведь смогли же «Служанки» выжить после ухода Николая Добрынина и Константина Райкина. Авангардизм Виктюка вневременной, как и тексты Жене, — он не занимается исследованием современности, а заглядывает за обратную сторону человеческой души. Такая история может длиться бесконечно: до тех пор, пока физическая сторона искусства остается табуированной для зрителя. Поэтому «Служанки» — это в некотором роде посыл в вечность: забывается шок от его первых спектаклей, но на сцене все так же царит вечная молодость.