Кайдо Оле | Арт | Time Out

Кайдо Оле

О выставке

Хиты эстонского минималиста

Была в советские времена замечательная кинокомедия с Евгением Леоновым «За спичками». О горячих финско-эстонских парнях. Пошел такой парень в соседнюю деревню за спичками, а обошел пол-Эстонии, ввязался в кучу приключений, и в тюрьме посидел, и славы хлебнул, и чего только с ним не было. Мораль: спички эстонцам не игрушка.

Кайдо Оле тоже считает, что совсем не игрушка. В его серии «Осторожно: спички!» эти маленькие палочки с серной головкой – воплощение врага: они внезапно нападают на человека – и р-р-раз ему под дых. Спички одинаковые, прорисованы схематично, да и сам герой больше напоминает человечка с дорожных знаков и указателей, чем душу живую. Ничего личного, чистое насилие в вакууме.

Контраст «насилия» и «вакуума» – это и есть главное в живописи Кайдо Оле. Холодный эстонский парень на все смотрит отстраненно. Однотонные плоскости цвета, человеческие фигуры, взятые явно из инфографики, а не из жизни, даже самый волнующий сюжет – словно увиденный через лабораторный микроскоп. Все чисто, сухо и издалека. В анонсе выставки приглашают посмотреть на «эстонского художника-минималиста». Минималисты обычно пишут простые геометрические фигуры, круги и квадраты: сводят форму к необходимому и достаточному. Кайдо Оле, наоборот, сводит к минимуму эмоции. Все, что он изображает – будь то люди, здания, бесконечные поля из аудиоколонок или разноцветные кружащиеся вихри, – все словно сфотографировано с вершины Эвереста, с огромной ледяной высоты. Ноль эмоций, чистая логика.

Такая хирургическая безэмоциональность – модный тренд, и Кайдо Оле замечательно успешно продается на аукционе Christie’s. Для российского искусства бездушие, наоборот, в новинку – мы народ страстный. Так что для наших художников эта выставка – нечто вроде ледяного компресса на горячий лоб.

Билетов не найдено!

Закрыть