“Квартет на конец времени”
О спектакле
Шедевр родом из концлагеря
«Четверо музыкантов играли на сломанных инструментах, клавиши фортепиано западали при легчайшем прикосновении, сам я музицировал в деревянных башмаках, достаточно больших, чтобы кровь могла циркулировать, не обращая внимания на обжигающий снег под ногами» – так главный французский композитор ХХ века Оливье Мессиан описывает в мемуарах премьеру одного из самых известных своих сочинений.
«Квартет на конец времени» был впервые исполнен 15 января 1941 года в фашистском концлагере Шталаг: под открытым небом, на страшном морозе, в присутствии нескольких тысяч заключенных и их конвоиров. Служивший органистом в парижской церкви Святой Троицы, преподававший композицию в Консерватории и интересовавшийся в основном пением птиц и традиционной индийской музыкой, Мессиан ушел добровольцем на фронт в самом начале 1940 года, чтобы через каких-то пару месяцев попасть в плен. Он всегда признавался, что «искал проявления божественного не в чудесах, а в природных феноменах»: столкнувшись с апокалипсисом лицом к лицу, он нашел мужество зафиксировать свои ощущения от этой встречи на чудом выпрошенной у немецкого офицера нотной бумаге. Встретив среди пленных кларнетиста и скрипача с виолончелистом и обнаружив в лагере расстроенное пианино, композитор написал для них восьмичастный квартет – впервые за последние годы он прозвучит в Петербурге в исполнении отменно смотрящихся в камерном амплуа солистов Мариинского оркестра.