Марина Алексеева “Liveboxes”
О выставке
В галерее Гисич открывается выставка Марины Алексеевой, художницы, уместившей целый мир в небольшую коробочку.
Вот редкий пример, когда человек многие десятилетия был хорошим, но малоизвестным автором и уже в зрелом возрасте неожиданно «взлетел». Долгое время Марина Алексеева писала картины, делала объекты, экспериментировала с кино и фотографией, но по большому счету знал и ценил ее лишь узкий круг друзей. А всего за пару лет до того, как стать бабушкой, вынесла на всеобщее обозрение свое хобби: делать миниатюрные интерьеры, мини-комнатки в коробочках. И выстрелило! Коробочки буквально за один год встали в ряд самых оригинальных и востребованных произведений современного российского искусства. Бьют рекорды на арт-ярмарках, собирают очереди и, невзирая ни на какие кризисы, раскупаются, как горячие пирожки.
Выставка в галерее Гисич, которая когда-то сделала на неприметную Алексееву большую ставку и начала ее «раскручивать», сейчас выглядит чем-то вроде присвоения художнице звания «почетный профессор». На нее приедут работы Алексеевой из фондов Московского музея современного искусства, Мультимедиа-арт-музея, фонда «Екатерина», крупных частных коллекций. Но главную роль будет играть новая серия работ, давшая название и всей выставке – Liveboxes, «Живые коробочки». Они действительно живые: светятся, двигаются и шевелятся. Они населены эфемерными персонажами. Когда первый успех дал Алексеевой «зеленый свет», она резко нажала на газ и стала развивать свои домашние поделки в сторону медиаискусства. Сначала в мини-интерьерах появились телевизоры, проекторы, киноэкраны, на которых транслировалось крошечное видео. Потом коробочки обрели голос: от каждой шел провод к наушникам, и можно было подслушать, что там происходит внутри. Потом Марина изобрела способ устанавливать внутри своих «комнаток» совершенно прозрачные пленки-экраны и на них показывать кино: так в ее коробочки вошли люди и животные, которые двигаются, ходят, сидят на стульях и диванах, обнимаются, ссорятся – в общем, живут. В Liveboxes Алексеева уже создает не просто жилую, а обжитую и населенную среду. Вот молодожены обустраиваются в новой квартире. Вот Фидель Кастро толкает речь с трибуны ООН. Вот какой-то пасторальный разврат в русской бане. Вот, вот, вот…
Как и всегда с хорошим искусством, не сразу поймешь, чем же простенькие, на первый взгляд, поделки Алексеевой так цепляют за живое, что даже бывалые и циничные знатоки и коллекционеры рассыпаются в восторгах. Художница бьет сразу по нескольким мишеням. С одной стороны, ее работы – всегда серьезное культурологическое исследование: была серия «общественных пространств», где Алексеева представила в миниатюре главные институции современного мира: мини-школу и мини-университет, мини-музей и мини-тюрьму, мини-спортзал и мини-больницу. Была серия «храмов», где были и мини-православная церковь, и мини-костел, и мини-мечеть. Алексеевой всегда интересно, как устроено общество, какими линейками можно его измерить. Ее портреты интерьеров разных слоев общества точны и подробны.
А с другой стороны – подкупает и обезоруживает сам принцип. Уменьшенные до размера коробочки интерьеры – это же кукольные домики. На столе размером с детскую ладошку стоят чайник, чашки, лежат кружевные салфетки размером с ноготок. Игрушечную комнатку с игрушечными диваном и телевизором освещает игрушечная люстра со светодиодной лампочкой размером с рисовое зерно. Все эти мелкие финтифлюшечки, конечно, разом возвращают зрителя в детство. Ну кто из нас, не важно, мальчик или девочка, не возился когда-то с бусинками и ниточками, палочками и детальками? У Алексеевой получается уникальный микс: с одной стороны – холодное хирургическое исследование общества, в котором мы живем, вплоть до самых неприятных выводов. С другой – это исследование предложено в игрушечной, кукольной форме, в миниатюрах. И от этого оно становится нестрашным.