Вероника Рудьева-Рязанцева “Улей”
О выставке
«Раньше мои волосы были сухими и безжизненными… а теперь они мокрые и шевелятся!»
Кудри вьются, кудри вьются, кудри вьются у людей. Люди – красивые молодые девушки, под стать самому автору Веронике Рудьевой-Рязанцевой – упоенно расчесывают эти кудри, локоны, волны. Черные, русые, каштановые, рыжие водопады длинных волос раздуваются фенами и летят прямо в объектив камеры. Потом вы приходите в музей, и этот же поток роскошной женской шерсти летит уже прямо вам в глаза с двадцати экранов.
«Раньше мои волосы были сухими и безжизненными… а теперь они мокрые и шевелятся!» – эту старую шутку смело можно сделать девизом выставки Рудьевой-Рязанцевой. У нее волосы моделей действительно оживают, причем в самом жутком смысле: отдельно от своих прекрасных обладательниц. Длинноволосые модели перестают существовать: их больше нет, их лиц не видно за разлетающимися по искусственному ветру прядями. И хорошо, что не видно: напряжение видеороликов Рудьевой-Рязанцевой таково, что за развевающимися в потоках горячего воздуха локонами вполне может открыться не кукольное личико, а леденящий лик Горгоны. Рудьева-Рязанцева давно занимается темой женского как подсознательного, этакой изнанки европейской культуры. Женское у нее получается неизменно каким-то веселым и глупым: то прыгает до потолка, то пускает пузыри из жвачки, то вот в волосах путается. А как иначе, если все признаки ума: наука, литература, сама речь – давно и прочно узурпированы в культуре мужчинами? Вот и остается женщинам только оглушительное жужжание фена и бесконечно взлетающие и падающие потоки волос – вместилище как соблазна, так и страха.