Концерт к юбилею С.М. Слонимского. “Мастер и Маргарита”
О спектакле
Редко гастролирующий в городе дирижер Владимир Юровский отмечает в Михайловском театре двойной юбилей Сергея Слонимского: 80-летие самого композитора и 40-летие его оперы «Мастер и Маргарита».
Михайловский театр продолжает приглашать молодых российских дирижеров-эмигрантов, достигших успеха на Западе, совсем не страдающих от невостребованности и потому принимающих ангажементы с родины лишь в исключительных случаях. Два таких ангажемента составят интригу петербургского музыкального лета: через пару недель концертным исполнением «Кармен» Жоржа Бизе закроет оперный сезон Михайловского 35-летний будущий главный дирижер Oslo Philharmonic Василий Петренко, который примет эстафету из рук 40-летнего Владимира Юровского. За последний год наследник почтенной дирижерской династии, резидент Берлина и лидер London Philharmonic Orchestra заметно активизировался: открыл основную сцену Большого театра премьерой «Руслана и Людмилы» Глинки и получил назначение на стратегический пост художественного руководителя столичного ГАСО (Государственного академического симфонического оркестра).
В Петербурге Владимир Юровский до сих пор выступал только дважды, причем «права первой ночи» прошлым летом удостоился именно Михайловский театр. Год спустя дирижер возвращается на площадь Искусств для того, чтобы отметить юбилей одного из старейших российских композиторов Сергея Слонимского. Выступивший идеологом программы маэстро поделит сцену со своим не по годам даровитым ассистентом Алексеем Богорадом, под его управлением оркестр Михайловского исполнит сочинения любимых учеников Слонимского Александра Радвиловича («Чеховъ-симфония») и Настасьи Хрущевой («Цахес»). Сам же Юровский проведет мировую премьеру свежей, Тридцать второй, симфонии живого классика и продирижирует первым актом оперы юбиляра «Мастер и Маргарита». Главным событием вечера она станет не только потому, что является центральным опусом Слонимского – у Юровского с ней личные, почти интимные счеты.
За «Мастера и Маргариту» Слонимский взялся буквально сразу же после того, как запрещенный цензурой роман Булгакова на излете оттепели впервые опубликовал журнал «Москва». На партитуре еще не успели высохнуть чернила, и уже весной 1972-го Геннадий Рождественский провел мировую премьеру в Доме композиторов, среди посетителей которого оказались и представители Ленинградского обкома КПСС, обнаружившие между строчек крамольную мысль о том, что всякая власть есть насилие над людьми. Дальше последовал многолетний запрет на исполнения и постановку, официально отмененный только в эпоху перестройки. Именно тогда, в 1988 году, за несколько месяцев до эмиграции в Германию, в московской премьере «Мастера и Маргариты» под управлением своего отца Михаила принял участие совсем еще юный Владимир Юровский. Теперь он попытается войти в ту же музыкальную реку во второй раз – в новом статусе, но с теми же партнерами: почти четверть века спустя в роли Маргариты вновь выйдет на сцену Татьяна Моногарова из Большого театра, впечатляющий кастинг усилен звездными именами Сергея Лейферкуса, Максима Михайлова и Вячеслава Войнаровского.