"Россия в Эрарте": "Художественное хозяйство. Современное искусство Сибири" | Арт | Time Out

“Россия в Эрарте”: “Художественное хозяйство. Современное искусство Сибири”

Выбор Time Out

О выставке

Выставка достижений 28 профессиональных и андеграундных новосибирских художников

Никакой не Петербург является столицей современной культуры. И не Пермь, с легкой руки Марата Гельмана. Все самое живое возникает, зарождается и вырастает в Сибири. И уже потом уезжает продаваться в Москву.

То ли суровый климат тому виной (и сибирский драйв выживать назло морозам), то ли отдаленность от столиц (и сибирский драйв делать что-то мощное здесь, по месту прописки), но именно Сибирь год за годом выдает на-гора образцы живучести, безбашенного веселья и бьющей в глаза откровенности. Как в рок-музыке «сибирский панк» стал отдельным явлением, так и в художествах внятно слышен сибирский голос: тут тоже панки, циники и не испорченные излишней академической рефлексией инженеры человеческих душ.

«Эрарта» свой проект, посвященный российским регионам, осуществляет уже год. За это время мы видели десант самарских художников и десант пермских. Но блокбастером станет именно сибирская выставка: слишком урожайный регион, чтобы не быть звездой.

Группа «Синие носы», пожалуй, самый известный сибирский художественный бренд: начинавшие с дурашливых перформансов, они перешли к видео, но наивность, смешанная с юродивой правдой про нашу жизнь, остается их главным достоинством. Артем Лоскутов, художник-абсурдист, прославившийся в основном по разделу криминальной хроники: он организует в Новосибирске «монстрации» – веселые шествия под бессмысленными лозунгами, которые полиция непременно принимает за марши оппозиции, а потом сама не знает, как и за что судить людей, тысячами вышедших на улицы под транспарантом «2х2=5!». Дмитрий Булныгин, стоявший у истоков тех же «Синих носов», а сейчас делающий психоделическое видео и провокативные медиаакции. И многие другие – всего двадцать восемь имен.

Сибирь тут не вся, конечно. «Эрарта» решила пока ограничиться одним-единственным Новосибирском. Но этот город, третий в стране по числу жителей и второй по площади, сам по себе отдельный регион. С середины 1990-х здесь расцвело «бедное искусство», абсурдный перформанс, чуть позже – видео. Тот же Дмитрий Булныгин уже много лет проводит фестиваль сверхкороткого фильма ESFF, один из лучших в стране фестивалей видеоарта. Еще один основатель «Синих носов» Константин Скотников продолжает преподавать в Новосибирском архитектурном институте и растить не только архитекторов, но и художников. С учениками он открыл галерею «Белый куб» (название пародирует лондонский White Cube, одну из престижнейших европейских галерей) в грузовом контейнере. В Сибири все так: во дворе, на коленке, на голом энтузиазме и бешеной энергии. Энтузиазм и энергия вкупе с подкупающей рукодельностью – товар на рынке современного искусства насколько редкий, настолько и востребованный. Современный зритель, пресыщенный интеллектуальными построениями и высокими технологиями, голоден до залихватской увлеченности и правды. А залихватская увлеченность и правда почему-то лучше всего растут, цветут и плодоносят в Сибири.

Билетов не найдено!

Закрыть