Андраш Шифф
О мероприятии
Вариации интеллектуала
Крупных музыкантов с солидным сценическим стажем и многочисленными заслугами перед отечеством, народом и миром искусства любят называть мэтрами или патриархами – не забывая при этом уточнять, что людей такой достойной породы больше не рождается и с каждым годом их число неумолимо уменьшается. Все вышесказанное к венгру Андрашу Шиффу имеет прямое отношение: он и мэтр, и патриарх, и подобных ему фигур в младших поколениях не сыщешь. От своих ровесников его отличает, пожалуй, только одно обстоятельство: он все еще играет на фортепиано и делает это регулярно. Некоторые его коллеги и сверстники ушли полностью в дирижирование (как случилось с Кристофом Эшенбахом и Михаилом Плетневым), другие играют считаные концерты в год и демонстрируют следы угасания (Раду Лупу), третьи почти утратили связь с живыми концертными буднями (Марта Аргерих). Шифф, в прошлом златовласый пианист-интеллектуал, а ныне, как уже было сказано, умудренный сединами мэтр, продолжает трудиться не покладая рук в том же режиме, что и тридцать лет назад. Репертуар его столь же консервативен и столь же безупречно подобран, как и всегда: никаких авангардных излишеств, только проверенная годами венская классика, австрийские и немецкие романтики и обязательный Бах. И пусть это кому-то покажется скучным и академичным – но это та основа, на которой зиждется фортепианная школа, нравится вам этот или нет. В России Андраш Шифф уже бывал с обязательным клавирабендом и вызвал самые искренние симпатии – за неимением местных титанов он вполне бы мог претендовать на важную роль хранителя традиции. Теперь он играет вечер вариаций: в программе баховские «Гольдберг-вариации» и бетховенские тридцать три вариации на тему вальса Диабелли.