Zola Jesus
О мероприятии
Фестиваль «Стереолето» закроется концертом Zola Jesus – сумрачной американской поп-певицы с русскими корнями.
ама биография Ники Розы Даниловой навевает мысли о недорогом мистическом триллере: девушка с отцом-охотником живет в окруженном лесом доме без всяких средств связи с внешним миром и учится оперному пению. В какой-то момент девушка обязана встретить в лесу нечто потустороннее – и, судя по атмосфере песен Bezmolvie или Odessa с первой пластинки Zola Jesus The Spoils, так на самом деле и было.
Однако в ее захолустье попадала не только классическая музыка, иначе как объяснить, что творчество Zola Jesus освежает в памяти нью-йоркскую сонграйтершу Cat Power или невротический шведский синти-дуэт The Knife. На самом деле еще миллион имен можно вспомнить: звонкие вокальные акценты один сравнит с ранней Энни Леннокс, другой – со Сьюзи Сью или недавно (и, как водится, незаметно) посетившей Петербург очень близкой Даниловой по духу американкой Chelsea Wolfe. По сути Zola Jesus – это еще и тематический дайджест для тех, кто, как в одной песне The Clash, заблудился в супермаркете и перестал получать удовольствие от «богатства выбора».
Хорошую певицу не попрекнуть в том, что она не единственная в своем роде – Ника Роза могла бы продолжать незаметно повышать оперную квалификацию в своем штате Висконсин, голос-то отменный. Она и сама себе отдает отчет в том, что не открывает горизонтов, а просто работает над песнями, потому что душа обязана трудиться. Хорошо работает – иначе сам Дэвид Линч не записал бы на нее ремикс, а Джейми Стюарт из Xiu Xiu не позвал бы Нику Розу в свой проект Former Ghosts. Zola Jesus потихоньку притягивает внимание самых модных артистов-параноиков – в прошлом году Гильермо Скотт Херрен, признанный мастер экспериментального хип-хопа, взял Нику Розу в соавторы познавательного микса под названием «Медитация мизантропа», где ужились запылившиеся композиции краутрокеров Brainticket, важного авангардиста Владимира Кирилловича Усачевского и прочие диковины.
И все это – не морща брови в потугах собрать достоверный образ из стандартного набора деталей. Данилову то и дело записывают в последовательницы Лидии Ланч и Swans, хотя она всего лишь упоминает их среди любимых исполнителей и вообще чурается слов типа «готический» или «экспериментальный». Настаивает на том, что не надо раскладывать Zola Jesus на слагаемые, не заигрывается в своих героев, а добросовестно проецирует собственные мрачноватые грезы – без опиатов и истерик. И хотя ни с Линчем она лично не общалась, ни со своими любимцами A Place To Bury Strangers еще не делила сцену, но уже умеет понравиться их поклонникам.
По сути, Ника Роза Данилова как Энид из старинной студенческой трагикомедии «Мир призраков», успела поймать автобус, увозящий одаренных девушек из захолустья. Ее первое выступление в Петербурге – редкая возможность увидеть артистку на самом интересном этапе творчества: когда она уже дала понять, откуда взялась, но еще не состоялась – и неясно, куда привезет ее тот самый автобус.