Сольный концерт Кристины Шефер
О спектакле
В рамках Года Германии в России в Концертном зале Мариинского театра с сольной программой выступает Кристина Шефер – одна из ключевых немецких певиц современности.
Трудно вспомнить артистку, более далекую от стереотипного образа великой немецкой певицы, и тем не менее ею являющуюся. Не дева-воительница с голосом-мечом, не лучезарная дива, не Брунгильда, не Саломея и уж тем более не Электра: в том, что в конце прошлого века вконец дегероизированная и денацифицированная Германия выдвинула в свои оперные протагонистки вокалистку с внешностью и голосом Кристины Шефер, нет ничего необычного. Она – любимое дитя фрустрированной послевоенной эпохи и лучшая ученица своего легендарного учителя Дитриха Фишера-Дискау. Школа первого в немецкой истории певца-космополита, не признававшего стилевых границ и эстетических монополий, позволяет сопрано Шефер оставаться одинаково убедительным в репертуаре от Баха до Веберна и от Моцарта до Мессиана. Но, разумеется, не в профессиональном мастерстве секрет ее небывалого карьерного успеха и артистической притягательности. Шефер всегда брала трудно поддающимся рациональному объяснению «чем-то еще» – впечатляющей и парадоксальной индивидуальностью.
Рыже-белый клоун с лицом то ли падшего ангела, то ли загадочно-роковой, нервно-изломленной незнакомки родом из Серебряного века, каким-то непостижимым образом прописавшейся в современности, – идеальный Лунный Пьеро из монодрамы Арнольда Шенберга, непревзойденную интерпретацию которой заснял на пленку покойный муж Шефер кинорежиссер Оливер Херрманн. Исполненная религиозного экстаза христианская великомученица Теодора в одноименной генделевской оратории и бесплотный Ангел, сопровождающий Святого Франциска Ассизского Оливье Мессиана. Вечно молодая (в свои нынешние сорок семь Шефер выглядит на двадцать с чем-то) и обладающая уникальной способностью к перевоплощению травести – образцово-показательная исполнительница брючных ролей, от моцартовского Керубино до Октавиана из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Сверхчувственная и вместе с тем ледяная фам фаталь с телом подростка и душой «женщины, созданной, чтобы развращать, отравлять и убивать» – одним словом, Лулу Альбана Берга: именно эта партия, в которой Шефер в 1995-м дебютировала на Зальцбургском фестивале, принесла мало кому известной дебютантке славу универсальной певицы.
И универсальной актрисы: эпоха ее расцвета неслучайно пришлась на вторую половину девяностых и начало нулевых, время расцвета радикальной оперной режиссуры, сразу признавшей в умнице Шефер свою фаворитку. Ее с первого взгляда полюбили Михаэль Ханеке (его парижский «Дон Жуан» стал одним из ключевых спектаклей в жизни артистки) и Кристоф Марталер, поставивший на Шефер максимально далекую от привычной глянцевитости и поражающую неожиданной трагической глубиной «Травиату» Джузеппе Верди. В Петербург Кристина Шефер впервые приезжает с вокальным циклом «Зимний путь» Франца Шуберта – интересно, как эта энциклопедия немецкой жизни и одновременно полная романтической боли монодрама прозвучит в исполнении, пожалуй что, самого многогранного голоса современности. Еще одна интрига – едва ли не главная – насколько «Зимний путь» Шефер окажется далек от эталонной интерпретации ее крестного отца Дитриха Фишера-Дискау, ушедшего из жизни минувшей весной.