Олеся Петрова
О спектакле
В Малом зале Филармонии с сольным концертом выступает меццо-сопрано Олеся Петрова – одна из редких российских оперных певиц, которых на Западе вскоре будут знать едва ли не лучше, чем дома.
Приятно убеждаться в собственной правоте. Год назад мы назвали Олесю Петрову человеком года – и, что называется, не прогадали: столь заметных зарубежных дебютов, как у этой певицы, отечественная вокальная школа не видела уже давно. Прошлым летом Петрова единственная из многих десятков российских претендентов прошла отбор на пожалуй что самый престижный вокальный конкурс планеты, Singer of the World в уэльском Кардиффе, – причем сразу в двух номинациях, как оперная и как камерная певица. Один-единственный приз, вручающийся на том конкурсе, достался в итоге артистке, чье имя сегодня никто уже и не помнит – а вот карьера Петровой с каждым днем стремительно идет в гору. Шутка ли: минувшей весной она спела одну из центральных ролей в новой постановке «Князя Игоря» в цюрихском Opernhaus – стратегическом для каждого певца театре, среди постоянных резидентов которого значится, к примеру, Чечилия Бартоли. Спектакль классика европейской режиссуры Дэвида Паунтни пресса приняла довольно холодно, но вот на похвалы Кончаковне-Петровой критики не скупились. Результат – приглашение принять участие в новой постановке оперы Бородина, которую в будущем сезоне осуществит в нью-йоркском Метрополитен-опера Дмитрий Черняков. Причем одним лишь «Князем Игорем» репертуар Петровой в «Мет» не ограничится: менеджмент главного оперного театра планеты справедливо разглядел в певице будущую суперзвезду – и предложил артистке долгосрочное сотрудничество (пока речь идет как минимум о двух западных названиях – «Андре Шенье» и «Риголетто»). Пару месяцев назад Петровой исполнилось тридцать – кто из современных российских певцов может похвастаться столь же впечатляющими успехами в таком юном для мировой сцены возрасте?
У нас Петрова пока еще выступает достаточно регулярно, правда, ее талант и stage presence на оперных подмостках родного города востребованы отнюдь не так, как на Западе. Между тем именно сегодня стоило бы осуществлять новые постановки хоть «Царской невесты», хоть «Аиды», хоть «Орлеанской девы» специально в расчете на Петрову – чтобы потом не пришлось кусать локти, наблюдая за тем, как все свои главные партии российская артистка поет за границей. А пока оперные боссы медлят, стоит воспользоваться редким шансом полюбоваться певицей в камерном амплуа – и в самом что ни на есть выгодном окружении. Наиболее удачные свои выступления на концертной эстраде певица дала с Алексеем Гориболем – пианист стал для нее не просто равноправным творческим партнером, но мастером-наставником, без встречи с которым ее карьера, возможно, развивалась бы совсем иначе. Программа вечера выстроена таким образом, чтобы представить талант артистки во всем масштабе: в первом отделении – «Песни об умерших детях» Густава Малера, во втором – «Вечерок» Валерия Гаврилина, оба вокальных цикла будто бы специально написаны для Петровой с ее редким по нынешним временам даром трагического. «Вечерок» она споет с другой певицей круга Алексея Гориболя, Юлией Корпачевой. В последний раз они выступали вместе летом этого года на «Дягилевских сезонах» под управлением Теодора Курентзиса в «Свадебке» Игоря Стравинского, и дуэт Петровой и Корпачевой стал, конечно, одним из ключевых событий пермского фестиваля – упустить возможность услышать его в Петербурге просто преступно.