Роджер Баллен “Страна теней”
О выставке
В «Росфото» открывается первая в России крупная выставка Роджера Баллена, поэта полуразрушенных заводов и оставленных зданий, «людей от сохи», стариков и сумасшедших.
По первой профессии Роджер Баллен – геолог, в Южной Африке он преодолел более ста тысяч километров в поисках рудных месторождений. С этой профессией там навряд ли связаны оставшиеся у нас с советских времен романтические ассоциации: жизнь в заброшенных африканских селениях сурова и монотонна. Первыми моделями для Баллена стали простые люди, из поколения в поколения приучившиеся жить, не рассчитывая на блага цивилизации.
Увлечение фотографией передалось Баллену по наследству: его мать сотрудничала со знаменитым агентством «Магнум» как галерист. Его собственный стиль узнается сразу: только черно-белая гамма, только квадратный размер, все фотографии, разумеется, напечатаны вручную. О себе и фотографии Баллен говорит: «Я часть последнего поколения, которое выросло вместе с этим медиа».
Одной из самых известных и тиражируемых его работ стал портрет близнецов из Западного Трансвааля, в лицах
которых читается трудно дающееся им мыслительное усилие (недаром эта фотография столь востребована в качестве основы для интернет-демотиваторов). Так же настойчиво и вплотную смотрят со снимков герои фотосерий, снятых Балленом в ночлежке или в приюте для душевнобольных. Но при более близком знакомстве с его фотографиями становится понятно, что меньше всего автор хочет шокировать (а уж тем более смешить) зрителя. Напротив, Баллен – гуманист в прямом смысле этого слова. В текстах, которыми он предваряет каждую книгу своих фотографий, он рассказывает о своих героях. Фотографируя в домах престарелых или психиатрических клиниках, он гораздо ближе к поэтической фотографии, чем к социальной критике. В последних сериях приемы Баллена приобрели отточенность: из кадров окончательно удаляется все лишнее. Сейчас он предпочитает создавать в своих снимках сложные постановочные пространства. Место человека в них все чаще занимает страшноватый рисунок, процарапанный на стене неуверенной детской или старческой рукой, – эти инсталляции наравне с фотографиями становятся частью его выставок. Также Баллен с большим успехом дебютировал в видео: клип I fink you freaky, снятый для безумных рэперов Die Antwoord, с его обилием рептилий, копошащихся в кадре мышей и кривляющихся карликов – это уже своего рода самоирония: будто всю жизнь любующийся своими уродцами фотограф взял и собрал их на одной инфернальной дискотеке.
Фактура снимков Баллена, при всей их экзотичности, моментально узнаваема: закрытые шахты, заброшенные моногорода и рабочие поселки – неотъемлемая часть постсоветской действительности. Но всемирной известности (выставка Баллена – пожалуй, главное событие в «Росфото» за этот год) фотограф добился, не с репортерской безжалостностью обнажая «правду жизни», а обнаруживая в ней нечто сюрреалистическое и потустороннее – недаром некоторые его герои, кажется, натурально были выкопаны из-под земли.