Вильям Каррик
О выставке
Русское село под первым взглядом объектива
Несмотря на иностранные имя и фамилию (по происхождению Каррик был шотландец), фотограф работал, жил и умер в Российской империи. Много ездил по миру, но много и по России, и страну снимал. Середина XIX века – эпоха рождения фотографии («светопись» тогда воспринималась как некое невероятное, волшебное искусство будущего) и эпоха становления капиталистической России, освобождения крестьянства и бурного развития промышленности. И в фотографии, и в стране всё менялось такими темпами, что какой-нибудь пяток лет уже означал прорыв в новую эру. Каррик эти прорывы с восторгом фиксировал.
На выставке в Доме кино – фотографии Каррика из серии «Сельский быт». Вроде бы ничего примечательного: речки, деревушки, перелески. Крестьяне пасут скот, жнут рожь, собирают колосья в снопы; босоногие мальчишки ловят рыбу, матери баюкают младенцев. Однако уже в 1860-е, когда Каррик выставил свои фото в Академии художеств, современники-живописцы заговорили о них как о «серьезном подспорье искусству». Передвижники заимствовали сельские сценки Каррика для своих картин. В качестве документа эпохи эти фото вряд ли когда-нибудь утратят ценность, но Каррик не только хроникёр. В его фотокарточках мастерски выстроена композиция, продуман сюжет – истоки русской реалистической живописи, в общем, надо искать в том числе и в этих, на первый взгляд, нехитрых снимках.