Марк Шагал – мастер livre d’artiste. Избранные листы





О выставке
Мое прочтение
«Книга художника» – особый жанр в искусстве. Это не просто иллюстрации к роману или повести. Когда художник создает книгу с нуля, ему принадлежат и текст (или как минимум его художественное оформление), и изображение, и сама драматургия повествования, которая может сильно отличаться от задуманной писателем.
Марк Шагал начал делать свои книги еще в 1920-х – первой была «Мертвые души». Затем последовали «Басни» Лафонтена, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Цирк», для которого Шагал сделал не только оформление, но и сам текст. По книгам художника заметно, как менялись увлечения Шагала в «большом» искусстве: вот он исследует цвет, вот упивается полутонами, а вот переходит к монохромной гравюре, строгой и четкой. Шагал сжимает текст до одной-двух фраз – а потом фраза взрывается, как распрямившаяся пружина, и дает начало целому миру образов. Рисунки не иллюстрируют текст, а дополняют его, вступают с ним в диалог на равных.
В коллекции Эрмитажа 11 «книг художника». Девять из них подарил музею сам Шагал.