Сольный концерт Рене Флеминг (сопрано)
О спектакле
Певица сейчас на пике своей карьеры. Дает по восемь концертов или спектаклей в месяц и находится в великолепной форме. В этом можно будет убедиться на мариинском концерте. Американское сопрано собирается привезти массу вокальных раритетов, знакомых разве что собирателям пластинок с редкими операми.
Рене Флеминг выросла в семье двух вокальных педагогов. Сложно представить, чтобы она стала не певицей, а кем-то еще. Карьера Флеминг стартовала в 1988 году, когда ей было почти тридцать лет. Что вовсе не поздно у оперных вокалистов с их тяжелым тренингом, перестройкой организма под нужды пения и большого звука к этому возрасту голос только созревает. У Флеминг созрело великолепное драматическое сопрано, и в 1988 году она выступила в роли Графини в «Свадьбе Фигаро» Моцарта в Хьюстонской опере. В следующие три года были лондонский Ковент-Гарден, Метрополитен-опера в Нью-Йорке и парижская Опера Бастий. Заговорили о новом «первом сопрано мира», даже о преемнице Марии Каллас. И основания для этого есть. Ее голос тяжелый, плотный, компактный, но очень подвижный. В заковыристых моцартовских ариях, где надо скакать по регистрам, как хороший кларнет, Флеминг резвится, словно ничего более удобного для голоса Моцарт не мог сочинить. Да она вообще почти в любом репертуаре чувствует себя как дома. В музыке итальянских веристов Пуччини, Чилеа, Каталани ее голос становится масляным и страстным. Поет Флеминг восточноевропейскую музыку допустим, Дворжака или Яначека голос темнеет, наливается земляной силой. Французская опера, скажем, Массне или Гуно, получите капризную изменчивую по тембру кантилену. А уж в Римском-Корсакове американка выдает такое «раззудись, плечо», что если бы не акцент, можно было бы принять ее за носительницу местной традиции. Кажется, все равно доступно ей что вердиевское бельканто, что вагнеровский кросс по пересеченной местности с полной вокальной выкладкой. Каждую отрасль своего репертуара Флеминг развивает так, будто это ее единственная специализация. Такой подлинный универсализм, пусть и ограниченный лишь двумя веками музыкальной истории от Моцарта до Яначека, сегодня редкость. К тому же певица сейчас на пике своей карьеры. Дает по восемь концертов или спектаклей в месяц и находится в великолепной форме. В этом можно будет убедиться на мариинском концерте. Американское сопрано собирается привезти массу вокальных раритетов, знакомых разве что собирателям пластинок с редкими операми. Здесь фрагменты из «Далибора» родоначальника чешской романтической школы Бедржиха Сметаны, «Чуда Элианы» его немецкого современника Эриха Корнгольда или «Клеопатры» Жюля Массне. Они перемежаются с ариями из совсем уже исторических памятников конца XIX века, например, «Лорелеи» Каталани или «Короля Иса» Лало. Можно смело утверждать, что в ближайшие годы в Петербурге нигде не услышишь эту музыку живьем. Впрочем, и любители петого-перепетого останутся довольны: для них мисс Флеминг приготовила арии и сцены из «Тоски» Пуччини, «Снегурочки» Римского-Корсакова и «Трубадура» Верди. Как подготовиться к концерту, что послушать? Флеминг записала двадцать один диск на фирмах Decca и Philips. Из них выделяются Реквием Верди с Валерием Гергиевым, песни Шуберта с гениальным Кристофом Эшенбахом (который с кем попало записываться не станет), моцартовские Cosi fan tutte и «Дон Жуан» под управлением легендарного Георга Шолти, дуэтный диск с валлийским бас-баритоном Брином Терфелом, сегодня его, как и саму Флеминг, раскручивают как мегазвезду, и ораторию Мендельсона «Илия», где ее партнером выступает тот же Терфел. Причем последний релиз с аутентичным Orchestra of the Age of Enlightenment под управлением Пола Дэниела. Так что Флеминг понемногу заступает и на территорию исторического исполнительства.