Виталий Пушницкий “Точки зрения”



- Участник
- Виталий Пушницкий
О выставке
Ничего лишнего
Как и все у художника, проект «Точка зрения» – о серьезном и вечном. Он делится на три серии. Первая, Points, состоит из десятка круглых картин. На них, казалось бы, какие-то вслепую выхваченные из повседневности фрагменты: автомобильная шина, радиатор грузовика, горстка таблеток. Вся зрелищность, сочность и яркость реальности старательно приглушены: живопись черно-белая, аскетичная. Эмоции сведены к минимуму: перед нами фактически анатомический театр, в котором художник с хирургической точностью препарирует мир образов.
Аскетизм продолжают «Динамические структуры» – серия скульптур. Вопреки названию, чего-то менее динамического еще поискать. Пушницкий не вдается в подробности: здесь самые простые формы – бруски и пирамиды – сделаны из столь же простых, сырых материалов (пенобетон, гипсокартон, распиленный на куски технический мрамор). Однако, разъяв реальность на простейшие составляющие, художник из этих атомов снова составляет молекулы, из молекул – вещества, из веществ – целый космос, и этот космос заново выстраивает гармонию, в центре которой – человек.
Ну и третья серия – «Бритва Оккама». В Италии на букинистическом развале художник нашел кучу открыток с репродукциями картин старых мастеров. «Он эти открытки всегда ненавидел! – говорит куратор выставки Дмитрий Пиликин. – Не понимал, как можно выйти из музея, где только что видел картины воочию, и тут же покупать эти плохо напечатанные копии? Но масса открыток, сваленных в кучу, напоминала сводный каталог, где рядом оказывались и великие, и случайные произведения. Почему так? Почему одно нам нравится, а другое нет?» Пушницкий, для которого выяснение отношений с великими предшественниками уже много лет является одним из лейтмотивов, не мог не заняться этим вопросом. Открытки-репродукции в его руках превратились в самостоятельные произведения даже не живописи, а скульптуры.