С наступающим…
О спектакле
В постановке московского “Современника” Леонид Ярмольник и Сергей Гармаш ни в чем себе не отказывают, отчего спектакль Родиона Овчинникова получается смешным и задорным.
Отсмеявшись до слез два акта (за передышку на антракт отдельное спасибо) на новогодней премьере «С наступающим…», я покивала более серьезным коллегам, снисходительно объясняющим мне потерю профессиональной бдительности: «Это же чистая эстрада. Драматургии никакой. Два матерых актерища от первого лица разыграли расхожие репризы. Ты просто на их обаяние купилась». Однако, во-первых, было на что купиться. А во-вторых, ничего себе от первого лица.
Автор и постановщик спектакля Родион Овчинников, конечно, писал пьесу специально для дуэта Гармаш — Ярмольник, но вовсе не про них самих. На лестничной клетке в новогоднюю ночь встречаются два бывших однокурсника: лучший актер в училище Михаил Громов (Гармаш), который теперь перебивается заработками Деда Мороза, разнося чужим детям подарки, и середнячок Кирилл Цандер (Ярмольник), заработавший состояние, до седых волос прыгая зайчиком в развлекательном телешоу. Они в студенчестве друг друга недолюбливали, а сейчас и вовсе что ни слово — то бой.
Об этих пустозвонных боях и спектакль. Мужики перетирают и переругивают знакомые всем темы: евреи и русские, богатые и бедные, славянофилы и западники, дети-раздолбаи, врачи-рвачи, ну и продажные театральные критики на закуску. Тексты знакомы потому, что часто мы сами их произносим. Это — та самая досужая фанаберия, которая заменяет нам человеческое общение. Ярмольник и Гармаш предаются ей с такими азартом, артистизмом и органикой, что и впрямь кажется — играют себя. Но это только первый план. Способность слушать и слышать другого, любоваться мастерством партнера — вот в чем тут дело. Любить человека можно, если просто посидеть с ним рядом, посочувствовать, порадоваться, спеть и выпить вместе. Этот-то внутренний лирический сюжет два прекрасных актера мастерски и разыгрывают с долей ненавязчивого лукавства. Оттого зрители так и смеются, когда их герои то и дело срываются на крик, искренне намереваясь надраить противнику рожу.