Stereoleto 2013
О мероприятии
Из всего разносола актуальной музыки, который в этом году будет на ставшем семейным фестивале Stereoleto, Time Out, скрепя сердце, выбрал самое вкусное, оставив за скобками детскую программу, анимацию французских мимов, маркет местных марок, фудкорт и выступления соотечественников (кроме одного, чье дело – в шляпе).
Пожалуй, больше прочих в этом году ожидают визита калифорнийцев Ariel Pink’s Haunted Graffiti. Первое лицо мирового лоуфая Ариель Пинк потихоньку прокрадывается в мейнстрим, а ценить его опыты на жеваных кассетах становится общим местом — из заметных персонажей в этом признаются, скажем, Toro Y Moi и Феликс Бондарев из Red Samara Automobile Club, не считая первооткрывателей его таланта Animal Collective. Правда, той абразивности, неказистости, непредсказуемости след простыл, стоило герою плотно порепетировать с постоянным составом — Пинку надоело набирать в каждом гастрольном городе бэкинг-бэнд из случайных людей.
Одним из наиболее знаменитых артистов на Stereoleto-2013 станет канадец Эрик Сан, он же DJ Kid Koala. Музыкант известен как сольными работами, так и сотрудничеством с артистами вроде Loveae, Peepin Tom и Gorillaz. Диджей придерживается в своем творчестве эклектичного подхода, смело смешивая элементы джаза, трип- хопа и буги-вуги. В результате игра со стилями рождает атмосферное звучание, которое сложно с чем-то спутать. Виртуозные скретчи на трёх вертушках неизменно сопровождаются зрелищным арт-перформансом.
Летнее настроение фестиваля подчеркнут электронщики из Рейкьявика FM Belfast. Группа работает в жанре танцевального оцифрованого синти-попа, совмещая незатейливые мелодии, с энергичным битом и ироничными текстами. Непостоянный состав варьируется от 3-х до 8-ми участников. За плечами команды 2 альбома . Дебютный «How to make friends» вышедший в 2008 году, имел огромный успех и у критиков и у исландского слушателя. Наиболее примечательным и часто упоминаемым фактом концертной биографии FM Belfast является экзотический перформанс 2006 года в рамках художественного проекта в пещере на Фарерских островах.
Шведы Slagsmålsklubben («Бойцовский клуб» в переводе) играли замшелый рок, пока один из участников не подключил на репетиции свой старый синтезатор к гитарному усилителю. С тех пор секстет распознают не только по мотивам, словно вытащенным из игровой приставки, но и по эксцентричному имиджу: цветастым костюмам, кокетливым бабочкам и массивным роговым очкам.
Электро-фанковое трио Kraak & Smaak много лет успешно выступает на крупных фестивалях Европы, США и Австралии. За свою любовь к использованию олдскульных семплов голландцы получили от критиков прозвище «дитя любви после оргии семидесятых, восьмидесятых и нулевых» — теперь за буйно-эклектичным саундом в ремиксах к ним обращаются Jamiroquai и Моби.
За этнику на фестивале ответят Amsterdam Klezmer Band, исповедующие еврейские, цыганские и балканские традиции. Начав с выступлений на улицах Амстердама, в городских скверах и пабах, группа постепенно смогла выйти на международный уровень. Задорные разухабистые ритмы аккордеона, саксофона, кларнета и банджо подбивает пуститься в пляс по примеру истинных клезмеров.
Участие Михаила Боярского выглядит как прикол (из каких еще соображений в позапрошлом году позвали, скажем, почтенного Эдуарда Хиля aka Мистера Трололо?), но кормчий фестиваля Илья Бортнюк клянется в уважении к творчеству. Сомнительно, что основная масса фестивальной молодежи вспомнит из репертуара народного Д’Артаньяна России что-то помимо «Пора-пора-порадуемся» или «Зеленоглазого такси». Но уж на этих темах трогательное единение публики гарантировано.
Другая серьезная приманка второго дня фестиваля — чубатая британка La Roux, чей альбом 2009 года разлетелся первоклассными шлягерами (Bulletproof, Quicksand, I’m Not Your Toy) по обе стороны Атлантики и в итоге отхватил Грэмми. Как показывают недавние выступления, рыжуха Элли Джексон набрала живую команду, отошла от нервического синти-соула а-ля Yazoo в сторону более игривого нью-вейва и теперь звучит (да и выглядит отчасти в своем плечистом пиджаке) как Бой Джордж и его Culture Club в лучшие годы. И да, новые песни еще круче прежних.
Pepe Deluxe уже взрывали озорными брейками «Стереозиму» — теперь финнов, чьи первые опыты финансировал порноактер Рон Джереми, везут программу прошлогодней «эзотерической поп-оперы в трех частях» Queen Of The Wave, продажи от записи которой отдают экопроекту Clean Baltic Sea.
Сцена что поменьше будет во второй день отдана артистам, отобранным Французским институтом по случаю Дня взятия Бастилии. Парижанке Каримуш прочат славу новой Заз — бэкграунд у них схожий, обе ковали непринужденную манеру на улицах французской столицы, только когда новая претендентка вдруг срывается с шансона на жесткую читку, страсть бьет прямо таки фонтаном. Поначалу кажется, что в Nosfell поет женщина — такие птичьи тремоляции выдает Лабиала Фела Да Джавид Фел. Из тихого омута, где царят виолончель и битбокс, пластичнейший артист выманивает бесов, словно Энтони Хегерти, сбросивший десяток-другой кило к конкурсу по contemporary dance. И максимум позитивных вибраций ожидается от сета Dub Invaders, где название говорит само за себя — только французы добавили вайбу ямайской закваски щепоть френч-тача.