Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы “Утопия и реальность”






- Участник
- Илья Кабаков
О выставке
Выставка, объединяющая работы великого авангардиста Эль Лисицкого и одного из родоначальников концептуализма Ильи Кабакова.
На первый взгляд, этих художников ничего не объединяет, но это ощущение обманчиво. Подсказка спрятана в названии.
Утопия – это, конечно, про творчество Эль Лисицкого, родившегося в 1890-м, закончившего учебу накануне Октябрьской революции и всем своим творчеством утверждавшего новую жизнь, новое искусство и новую логику. Свои дерзкие графические композиции он так и называл – «проуны» (проекты утверждения нового). Причем ударение ставил на второй слог, словно предчувствуя уныние эпохи, последовавшей за революционным взрывом.
Лисицкий оформлял книги, проектировал мебель, интерьеры и даже высотные дома. Его считают одним из родоначальников дизайна как нового вида искусства. Он строил новый мир, нарушая старые законы и придумывая новые. Но мир этот оказался еще одной не слишком жизнеспособной утопией.
Молодость Ильи Кабакова пришлась на оттепель шестидесятых, взрослая жизнь – на застой. К тому времени утопия вывернулась наизнанку, обернувшись не слишком симпатичной реальностью. Кабаков стал известен во всем мире как певец советского быта, во многом эту реальность определяющего: кропотливо воссоздавал в своих инсталляциях интерьеры обыкновенной коммуналки, выставлял доски почета и расписания выноса помойного ведра. С тех пор как он эмигрировал в США в 1988-м, круг тем его инсталляций существенно расширился, но черный юмор и экзистенциальная тоска из творчества никуда не делись.
С точки зрения авторов выставки Лисицкий и Кабаковы олицетворяют собой некие пограничные столбы эпохи – от рождения утопии до ее краха. Кроме того, если внимательно приглядеться, в их творчестве обнаруживаются схожие мотивы. Они обозначены разделами каталога. Например, «Космос» (у Лисицкого) и «Голоса в пустоте» (у Кабаковых). «Чистота форм» и «Мусор», «Победа над бытом» и «Быт победил», «Трансформируя жизнь» и «Неосуществимая утопия». Комментарии излишни.
Но финал неожиданно оптимистичен. Вот что говорит Илья Кабаков о нереализованных проектах, своих и чужих: «Сколь бы утопическими они ни были, присущие им мечтательность и иллюзорность заставляют авторов возвращаться к ним снова и снова, анализировать и обсуждать их. Эти проекты должны быть не только собраны, описаны и каталогизированы, но и выставлены вместе с их описаниями в специально созданном для них месте на всеобщее обозрение. В мире существует огромное количество похожих музеев-памятников, где собраны вещи, которые некогда реально существовали и функционировали. Но не менее – а, может, даже более важно – создать уникальный Музей мечтаний, Музей гипотез и проектов, даже если они неосуществимы. Здесь посетитель найдет пищу для своих собственных фантазий, что-то, может, подтолкнет его к решению собственных задач, разбудит воображение и, самое главное, даст импульс его творческой деятельности в “положительном направлении”».