Осенний марафон. P.S.
О спектакле
Анатолий Праудин ставит в Балтийском доме известную благодаря фильму Данелии пьесу Александра Володина.
Режиссер Анатолий Праудин – человек не робкого десятка, недаром отдельной строкой в его биографии выделяется почетное звание чемпиона Латвии по самбо среди юниоров. Ставить «Осенний марафон» Александра Володина после образцового кинопрочтения Георгия Данелии – тут без отваги не обойтись.
Праздновать труса Анатолий Аркадьевич не привык. Напротив, в его правилах задавать хрестоматийным текстам острые и неприятные вопросы, а то и совершать рискованные перевертыши. Так, в «Покойном бесе» по мотивам пушкинских «Повестей Белкина» солнце русской поэзии обратилось в плагиатора, крадущего замыслы наивного мечтателя Белкина. В «Горе от ума» запинающийся зануда Чацкий не мог произнести и слова – его монологи, известные со школьной скамьи, подхватывали и с жаром произносили Фамусов, Молчалин, Софья, Скалозуб. Лариса в «Бесприданнице» оказалась неумна и некрасива, а Ольга из «Циников» Мариенгофа потеряла весь куртуазный флер, представ у режиссера пошлячкой и приспособленкой. Известный театральный хулиган Праудин наделял чеховского Гаева недержанием кишечника, разыгрывал «Месяц в деревне» Тургенева под оркестровую версию песни «Жил-был у бабушки серенький козлик», начинал детский спектакль о Винни-Пухе с похорон Кристофера Робина, а в «Русском из Чикаго» отдельный лирический номер посвящал траектории мочи при простатите.
Ясно, что володинский «Марафон» тоже будет подвергнут сюрреалистической трансформации. Праудин исходит из смелой посылки: Бузыкин – гениальный переводчик, практически Пастернак, и вся его беготня между женой и любовницей, служебные неурядицы и бытовые курьезы – не просто пустяки, дело житейское, а бесцельная растрата таланта. При такой трактовке коллизия пьесы выглядит уже почти трагической.
Роль Бузыкина, практически сросшуюся в массовом сознании с образом Олега Басилашвили, на сей раз исполнит Константин Анисимов. Его фактура не столь импозантна, но в странном, нервном лице Анисимова и впрямь есть что-то пастернаковское. Хотя лучше всего Анисимова знают по голосу – он много лет работает диктором на стадионе «Петровский» и умеет заразительно кричать «Го-о-ол!». Бегать между театром и стадионом ему не привыкать, одним словом, исполнителю главной роли есть что добавить про Бузыкина не только с подачи режиссера, но и от первого лица.