“Советская эпоха 1920-1950-х гг.”
О выставке
Авторы репрезентативной выборки из фондов надеются, что произведения, созданные в определенный исторический период, сами за себя ответят, сами нарисуют эпоху и расставят акценты. И сами ответят на поставленный кураторами вопрос: “Каков он – советский человек? Отличается ли он от нашего современника, и если да, то чем?”
Музей Академии художеств, обратившись к теме "Советское искусство", сам себя поставил в сложное положение. Авторы репрезентативной выборки из фондов надеются, что произведения, созданные в определенный исторический период, сами за себя ответят, сами нарисуют эпоху и расставят акценты. И сами ответят на поставленный кураторами вопрос: "Каков он советский человек? Отличается ли он от нашего современника, и если да, то чем?"
Между тем, кураторам стоило искать ответа до того, как представлять зрителям сложную композицию из картин, графики, фотографий и кинохроники. И, возможно, ответ скорее нашелся бы в зеркале, чем на полотнах советских профессоров и счастливых дипломников. Ведь именно Академия была той лабораторией по разработке сильно и долго действующих психотропных средств, какими были многофигурные композиции маслом по холсту, мозаики в метрополитене, портреты вождей, размножавшиеся как клопы для каждой конуры, и иллюстрации букварей и хрестоматий для чтения.
Сегодня это искусство выходит в топ-лоты на аукционах антиквариата и стремительно растет в цене. Потому что оно, вроде бы, утратило заразность и действенность. Сцены коллективной жизни и мысли кажутся такими невинными, безобидными, сладко-уютными. Но вполне возможно, что многие части интерактивного инструмента, с помощью которого государство подправляло свой портрет для внутреннего и внешнего зрителя, еще волне пригодны к употреблению по прямому назначению. И их "радиоактивность" стоило бы проверить кураторским "счетчиком".