Юрий Кряквин
О выставке
В Михайловском замке выставили ретроспективу тихого кубиста Юрия Кряквина, стоявшего в стороне как от официозных, так и от нонконформистских художественных коллективов.
Сын архитектора, выпускник Серовки, Юрий Кряквин с самого начала шел своим путем, не ввязываясь ни в соцреалистическое соревнование членов Союза художников, ни в газаневские игры. Свои импровизации грубым плотницким карандашом выставлял прямо на Невском к особому вниманию милиционеров (о них позже родились отдельные иронические сюжеты). Одиночке пробиться сложно – Кряквину повезло: его приметил художник и коллекционер Антон Эндер, благодаря которому ранние, вдохновленные Пикассо работы сразу оказались в собрании Русского музея, а позже и в частных коллекциях по всему миру. Центральным же местом не творчества даже, а самой жизни Кряквина, преломленной на бумаге, стало затянувшееся на 12 лет паломничество на Валаам, в интернат для инвалидов Великой Отечественной, доживавших там свой век вдали от сторонних глаз. В изображении изломанных, искалеченных тел и судеб излюбленная кубистская манера оказалась как нельзя к месту: каждая из работ буквально сочится болью людей, которых стыдилась и защищенная ими родина, и даже близкие. Стоило попытаться их выставить (более диссидентского шага для художника и представить было в 1970-е нельзя), рисунки с крамольными сюжетами арестовали. Лишь в 2000-е Кряквин представил публике валаамский цикл, дополненный уже новыми впечатлениями от посещения острова. Цикл этот доступен теперь и в Михайловском, вместе с новейшими работами – масками, выполненными по мотивам произведений Гоголя и Достоевского.