Хор и оркестр Утрехтского университета
О спектакле
Голландцев с детства учат любить музыку. И не пассивно любить, со стороны, а участвовать в ней. Играть и петь. В голландской школе есть предмет “музыка”, не имеющий ничего общего с казенными уроками пения в российских общеобразовательных школах, которые на всю жизнь отбивают у детей вкус к живой музыке.
Голландцев с детства учат любить музыку. И не пассивно любить, со стороны, а участвовать в ней. Играть и петь. В голландской школе есть предмет "музыка", не имеющий ничего общего с казенными уроками пения в российских общеобразовательных школах, которые на всю жизнь отбивают у детей вкус к живой музыке. А еще в Нидерландах была очень мощная традиция детских церковных хоров. Вот закончил юноша школу. Может быть, поучился играть на каком-нибудь инструменте. Наверняка и в церковном хоре попел. Поступает он в вуз, но с музыкой жалко завязывать. Очень с ней жить хорошо. А в вузе ему и говорят: "Вот у нас хор, вот оркестр, ноты ведь знаешь? Приходи". В Утрехтском университете учатся на юристов, программистов, физиков, биологов – словом, обычный университет. Разве что очень крупный. Со своим оркестром и хором. В университетском оркестре 40 человек, в хоре – целых 80. Когда-то Артюр Онеггер пожаловался Игорю Стравинскому, что ему заказали произведение для 100 хористов и всего лишь 17 инструменталистов. На что "царь Игорь" немилосердно отвечал: значит, надо писать так, будто вы сами выбрали именно такое соотношение. Конечно, если бы я не слышал, как хор и оркестр Утрехтского университета исполняет баховскую Мессу си минор, я написал бы, что 80 человек в хоре и 40 в оркестре – это многовато для барочной музыки. Но я слышал, как они исполняют ее, и напишу совсем другое: чтоб у нас профессионалы так умели. Да оно и понятно. Ведь Голландия – родина аутентизма. В Голландии уже и юристы, программисты, физики, биологи понимают и исполняют Баха исторически передовым образом. Я подозреваю, что среди утрехтских студентов было гораздо больше 120 человек, желающих исполнить Мессу Баха, но большим составом достичь должного качества было бы проблематично. Чем не профессиональный подход к формированию любительского коллектива? Сам по себе приезд университетского хора и оркестра, исполняющего барочную музыку на таком уровне, выявляет пропасть, которая разделяет повседневную музыкальную культуру России и Голландии.