Серж Шаршун
О выставке
На выставке представлены работы с 1922 по 1968 год – 60 произведений из частных собраний мирно и непоследовательно перетекает от респектабельного кубизма к респектабельному абстрактному экспрессионизму.
Самое удивительное противоречие авантюрной биографии художника, по которой вполне можно написать пару романов, и тишайшей, вдумчивой, медитативной живописи. Серж Шаршун (1889 1975) один из самых заметных персонажей русской эмигрантской тусовки 20 50-х годов. Но эмиграция его не была "художественной" в 1912 году он сбежал, дезертировав из армии. В Париже, Берлине и Барселоне Шаршун якшался с дадаистами, участвовал во всех арт-скандалах, акциях и публикациях манифестов. Писал он также поэзию и прозу.
Но бурная жизнь нисколько не отразилась в его искусстве. В почти абстрактных холстах иногда читаются остатки изобразительных форм гондолы и силуэты куполов в Венеции, скрипки или кувшины в натюрмортах. Абстракцию Шаршун понимает романтически. На выставке множество полотен, в которых он пытается "перевести" на язык живописи музыкальные произведения или "путешествия разума" (от симфоний Берлиоза до "композиций по мотивам южноамериканской песни"). В то же время Шаршун слишком занят формальными исканиями, композицией, цветом. В Барселоне он, например, увлекся орнаментами Asulejos испано-арабскими фаянсовыми расписными плитками. Он изобрел несколько разновидностей "орнаментальных" стилей даже "орнаментальный импрессионизм". Поэтому, в отличие от эпатажников, хулиганов и хамов от авангарда, у Шаршуна получаются культурные, интеллигентные и спокойные картины. И вся его эволюция (на выставке представлены работы с 1922 по 1968 год 60 произведений из частных собраний) мирно и непоследовательно перетекает от респектабельного кубизма к респектабельному абстрактному экспрессионизму.