Евгений Ротанов. 6 моделей памятника Александру Блоку
О выставке
На выставке – плоды многолетних усилий по освоению образа Блока – один “портрет” в бронзе и дюжина фото с моделей памятника и монтажей в предполагаемой среде.
Скульптор Ротанов знаком городу по монументу афганцам на Серафимовском кладбище, по двусмысленному юноше на углу Моховой и Белинского ("Новый век"), по хитроумному бронзовому сооружению с согбенным Достоевским на "доме Раскольникова". На выставке плоды многолетних усилий по освоению образа Блока один "портрет" в бронзе и дюжина фото с моделей памятника и монтажей в предполагаемой среде.
Поиски, по всей видимости, нескончаемы Ротанов сотворил десятки вариантов статуи. Один из них Блок стоящий несколько лет назад обосновался во дворе университетского филфака. Отменная работа, в которой все пластика, силуэт, фактура, "усталая" анатомия обнаруживает скульптора матвеевской школы. Так бы поэту и радовать филфаковских барышень тот же вариант, увеличенный и поставленный на улице Декабристов, выглядит уже долговязым гимназистом перед кокотками. Другой вариант решен в традиционной иконографии "литератор сидящий": печальный Блок как продолжение кресла. Есть еще образы поэта, который увел шинель Акакия Акакиевича, согрелся и устыдился. Эффектен Блок из последних кубистический, динамичный. Именно что блок с факультативным дополнением-головой. Глыба, матерый поэтище. И многогранный. В другом эскизе герою удалось вырваться из-под глыб, растеряв по дороге остатки формы. Склоненная как перья страуса фигура, покачиваясь, борется с бурей. Получилось литературно достаточно вспомнить непременные блоковские вьюги и метели. Не поэт, а иллюстрация к иллюстрации. В общем, "ветер, ветер на всем божьем свете". Впрочем, превосходная голова в центре зала свидетельствует об избыточности прочего. Здесь уже есть Блок. "Сочинитель, человек, называющий все по имени". И едва ли он нуждается в том, чтобы скульптор, вызывая самого себя на конкурс, загонял его в кристаллические оковы или развеивал по ветру.