"Европа - Азия. Фактор времени" | Арт | Time Out

“Европа – Азия. Фактор времени”

“Европа – Азия. Фактор времени”

О выставке

Конкурс придумали в Екатеринбурге в 2002 году. Скоро из него должен вырасти первый в России музей карикатуры. Автор идеи и организатор конкурса, главный художник екатеринбургского юмористического журнала “Красная Бурда” Максим Смагин рассуждал о том, искусством или журналистикой является карикатура.

Конкурс придумали в Екатеринбурге в 2002 году. Скоро из него должен вырасти первый в России музей карикатуры. Автор идеи и организатор конкурса, главный художник екатеринбургского юмористического журнала "Красная Бурда" Максим Смагин рассуждал о том, искусством или журналистикой является карикатура.

Были острые и злые картинки, которые пришлось отсеивать из соображений политкорректности?

Нет. На последнем конкурсе была отсеяна только одна картинка порнографического характера. Ничего более. Художники не эпатировали.

А есть ли внутри цеха какая-то позиция по поводу недавнего карикатурного скандала?

Думаю, что это была политическая конъюнктура, искусственно раздутый конфликт. И его сейчас продолжают раздувать азиатские сайты, предлагающие провокационные темы для конкурсов карикатур — холокост, например. Но нет худа без добра: это подогревает интерес к карикатуре.

Вы считаете, у художника свободы больше, чем у журналиста?

Да. Ведь карикатуру можно интерпретировать по-разному. Художник доносит свою идею. Но лакмусовая бумажка — это зритель, то, как он ее понимает.

Как попадают в карикатуристы? Специально ведь этому не учат?

Нет, конечно. И академическое художественное образование — не есть пропуск в этот мир. Это должно быть особое сознание — абсурдное, способное соединять несоединимое.

Карикатуристу, наверное, много приходится работать? Может карикатура кормить автора?

Профессиональная карикатура кормит. Но это зависит от уровня художника. Хороший карикатурист получается, когда в одном лице соединяются и сценарист, и аниматор, и режиссер. Обычно художники входят в штат каких-то изданий. Вот я, например, обрисовываю шутки, которые придумывает авторский коллектив — человек 14. Моя задача — их воплотить. Есть внештатники, которые рассылают картинки по разным изданиям. И тут карикатура — золушка, обидно, когда картинкой просто "затыкают" дыру на полосе. Есть художники, которые представляют "лицо издания". Вот Андрей Бильжо. Он еще и ресторатор. Из карикатурного образа Петровича выросла целая ресторанная сеть. В основе всего, что делает Бильжо — карикатурный взгляд на жизнь.

Считается, что карикатура развивается, когда активизируется социальная жизнь. Как вы сегодняшнюю ситуацию оцениваете?

Она очень противоречивая. Есть хорошая авторская карикатура, которая не доходит до зрителя. А есть картинки на потребу, которые публикуются в бульварных газетах, буквально иллюстрация анекдотов.

А есть карикатура с большой буквы?

Есть. Тимур Козаев в "Итогах", Сергей Тюнин в "Коммерсанте", Игорь Смирнов в "Известиях"… Определить уровень карикатуры можно, если ее вырезать из полосы и посмотреть на нее отдельно. Она может быть самодостаточной. Карикатура развивается, а подобные конкурсы позволяют понять тенденции этого развития.

Традиционно карикатура пользовалась бумажным "носителем". Как Интернет на нее влияет?

Интернет полезен с точки зрения общения художников. Много конкурсов в сети. В Азии сейчас вал карикатурный. Хороший иранский сайт -www.irancartoon.com. Очень много китайских конкурсов. А участвуя в конкурсе, получаешь каталог. Так можно быть в курсе мировых трендов.

У карикатуры в Интернете есть преимущество — она практически ничего не теряет при репродуцировании.

Я бы поспорил. Все же оригинал очень важен, в нем есть авторская энергия. Но, вообще-то, идея превалирует над формой.

То есть это концептуальное искусство.

Да, именно концептуальное.

Билетов не найдено!

Закрыть