“Гамлет”
О спектакле
Взяв в свой дебют на сцене МХТ трех товарищей по общему театральному прошлому, петербуржец Юрий Бутусов сразу выиграл. Вместе со всеми своими огрехами “Гамлет” захватывает публику и не отпускает до финала.
Взяв в свой дебют на сцене МХТ трех товарищей по общему театральному прошлому, петербуржец Юрий Бутусов сразу выиграл. Произошло это, правда, на чужой – московской – территории, но так ведь Хабенский с Пореченковым уже второй сезон как числятся в штате Художественного театра. В "Гамлете" к ним присоединился третий – белый клоун Трухин. Вместе со всеми своими огрехами "Гамлет" захватывает публику и не отпускает до финала. Гамлет (Михаил Трухин) понарошку, но больно пихает своего отчима в упругий живот, Клавдий (Константин Хабенский) резво и жестко отвечает ему тем же. Мстительный "подросток" дергает убийцу отца за подтяжки и поворачивается к нему задом. В ответ красивый любовник Гертруды дает Гамлету такого пинка, что тот летит кувырком. Разыгран этот цирковой номер словно по нотам – как мальчишеские поединки в старом бутусовском "В ожидании Годо". Эти акробаты с трагической ноткой в голосе умеют выделывать и не такие номера.
После "Утиной охоты" Хабенского упрекали в том, что он не тянет на героя. После "Белой гвардии" снисходительно хлопали по плечу Пореченкова – за "убойный отдел"; Трухину, вероятно, еще припомнят "Ментов". Расцветают все трое только у Бутусова, который поставил с ними далеко не безупречный спектакль, и даже совсем не трагедию. Но дело не в этом: ленивый не увидит, что эти записные киногерои выучены не хуже балетных. Кто взлетает на гимнастического коня легче пушинки? Конечно, Клавдий-Хабенский. Кто лучше всех кричит петухом? Артист Трухин в роли принца Датского. И режиссер, зная азарт своих старых знакомых к подобному, играет с шекспировским текстом на сопротивление. Мокрая насквозь Офелия (Ольга Литвинова) у него сходит с ума под "Аукцыон". Своим "быть или не быть" Гамлет задается, выворачивая из левого портала обшитый металлом стол. Клавдий испытывает тошнотворный страх перед съехавшим с катушек юнцом, а его пасынок справляет малую нужду, когда к нему приходит надоедливый Полоний (Михаил Пореченков). У слов здесь есть физический эквивалент – этой науке артистов учил петербургский профессор Фильштинский, а вкус к дуракавалянию привил Бутусов. А харизма, как водится, от природы.
Не стоит думать, что трехчасовой "Гамлет" – это сплошь трюки и веселый Пореченков, который пошлейшим образом извращает письмо Гамлета к Офелии и дважды срывает овацию. Это еще массированная атака художника Александра Шишкина, перерезавшего пустоту сцены проволоками, на которых висят и позвякивают жестяные банки. Хотя одних трюков хватило бы, чтобы сказать: Бутусов – пока единственный из приглашенных режиссеров, кто без напряга сдал экзамен на большой сцене МХТ.