Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа
Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа

О выставке

9 декабря 2015 года в Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

В составе экспозиции разнообразные по своему назначению произведения – часовые и музыкальные механизмы, уникальные предметы мебели с секретами, образцы ювелирного искусства. Созданные в Западной Европе и России в XVII–XIX веках, они отражают не только уровень технических достижений своего времени, но и модные увлечения, амбиции, фантазии заказчиков и исполнителей.

Представлены работы западноевропейских и русских мастеров декоративно-прикладного искусства, среди которых шедевры признанных механиков прошлого – Джеймса Кокса (1723-1800), Пьера Жаке-Дро (1721-1790), Давида Рентгена (1743-1807), Петера Кинцинга (1745-1816), Ивана Петровича Кулибина (1735-1818) и изделия неизвестных авторов. Многие из работ демонстрируются впервые.

Значительное количество экспонатов на протяжении второй половины XVIII-XIX веков находились в императорских коллекциях в Галерее драгоценностей, в жилых покоях и залах Зимнего дворца. Другие работы поступили в Эрмитаж после событий 1917 года из петербургских аристократических собраний. Отдельные предметы стали частью коллекции музея во второй половине XX столетия.

Самые ранние образцы механического искусства, из показанных на выставке, относятся к XVII веку. Это немецкие настольные часы в виде животных и серебряная игрушка-карета, сделанные механиками Аугсбурга и Нюрнберга.

Мастера XVIII столетия эпохи Рококо и Просвещения создавали чудеса механического искусства, доказывающие победу разума над органическим миром. Одним из самых знаменитых шедевров этого времени являются «Часы Павлин», представленные в Павильонном зале Малого Эрмитажа работы английского ювелира и механика XVIII века Джеймса Кокса. В экспозицию включены настольные и карманные часы, выполненные Дж. Коксом, а также его соотечественником Питером Торклером.

О высоком искусстве знаменитых швейцарских ювелиров и мастеров механического дела свидетельствуют часы фирмы «Бреге», клетка с «поющей» птицей работы Пьера Жаке-Дро и многочисленные изящные безделушки – брелки, настольные и карманные часы, музыкальные шкатулки.

Особую ценность представляют произведения выдающегося европейского мастера Давида Рентгена, созданные в соавторстве с механиком Петером Кинцингом: шкатулка с потайными ящичками и напольные часы с музыкальным механизмом, проигрывающим мелодии.

В России XVIII века также появляется мода на автоматические игрушки. Различные механические аттракционы создавались русскими механиками-умельцами, самым известным из которых был Иван Петрович Кулибин. На выставке представлена его знаменитая работа – часы «яичной фигуры», состоящие из четырехсот двадцати семи мельчайших деталей, созданные для подарка императрице Екатерине II. В них установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. Другим образцом русского механического искусства являются уникальные дрожки с верстомером и органом, выполненные крепостным мастером-самоучкой из Нижнего Тагила Егором Григорьевичем Кузнецовым (1725-после 1804).

Завершают выставку произведения мастеров XIX столетия, которым были свойственны поиск новых и усовершенствование известных ранее технологий механического мастерства.

Своеобразным дополнением экспозиции стал экспонат XX столетия – стальной кинетический браслет, созданный в 70-е годы прошлого века немецким мастером, одним из основоположников движения «актуальное искусство», Фридрихом Беккером (1922-1997).

Билетов не найдено!

Закрыть