Опера «Волшебная флейта»
О спектакле
Премьерный спектакль Михайловского театра, созданный немецким театральным художником и режиссером Петом Хальменом для Лозаннской оперы, европейская театральная критика считает одной из самых светлых и гармоничных интерпретаций «Волшебной флейты» наших дней.
По замыслу постановщика, действие разворачивается в библиотеке герцогини Анны Амалии в городе Веймаре, где хранилась ценнейшая коллекция редких книг и партитур. Поводом для этого решения стал разрушительный пожар 2004 года, в котором сгорела большая часть раритетов, в том числе первое издание оперы Моцарта и наброски Гёте. Пет Хальмен, хорошо знавший это место, поскольку в течение нескольких лет работал в немецком городе, был ошеломлен страшным событием и решил интегрировать его в спектакль. В финальной же сцене библиотека, как будто избежавшая катастрофы, наполнена книгами, тщательно выстроившимися на полках. Таков один из приемов, с помощью которого постановщик выявляет и усиливает дуализм, свойственный опере Моцарта.
«Если в пепел превратилась огромная часть культурного наследия, вы непременно попробуете восстановить здание, заново возведете стены и постараетесь привести в порядок уцелевшие предметы, – поясняет замысел Эрик Вижье. – Необходимость культурного ренессанса – одна из тем нашего спектакля. Постановку можно назвать неоклассической. Пет Хальмен стремился восстановить наследие прошлого, используя его приемы, но смотрел на него взглядом современного режиссера и опирался на современные театральные технологии.
Уже больше двух веков «Волшебная флейта» дает публике поводы для рефлексии, заставляет прилагать серьезные интеллектуальные усилия. Каждое новое поколение слушателей видит в этом произведении что-то своё. Бывает, режиссеры делают «Волшебную флейту» исключительно для глубоких интеллектуалов, или, наоборот, превращают спектакль в цирковое представление. Но если отталкиваться от музыки, то спектакль получается одновременно и трагическим, и комическим, в нем находится место для романтики и для размышлений. Это очень тонкая чувственная работа, внутренняя противоречивость которой и делает последнюю оперу Моцарта такой особенной».
Музыкальный руководитель постановки – Михаил Татарников, дирижер – Игорь Томашевский.
Главные партии: Тамино – Евгений Ахмедов, Борис Степанов, Паоло Фанале (Италия); Папагено – Дмитрий Даров, Борис Пинхасович, Андрей Тульников, Александр Шахов; Царица ночи – Наталья Миронова, Светлана Москаленко; Памина – Светлана Мончак, Анна Налбандянц, Валентина Феденева; Зарастро – Карен Акопов, Александр Бородин, Михаил Казанцев.