Выставка «Круг Петрова-Водкина»
О выставке
В российском искусстве первой половины ХХ века есть как минимум три фигуры не только особого масштаба, но и особого, объединяющего статуса: К.Малевич, П.Филонов и К.Петров-Водкин. Выставка «Круг Петрова-Водкина» представляет миры, окружавшие художника Петрова-Водкина, уникальность творческого сознания этого деятеля и человека.
Художник активно занимался преподаванием с 1910-го года (Школа Е.Н.Званцевой). Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика (собственно, Л. Бакст и привел его в качестве преподавателя себе на смену). Выставка впервые показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно (это касается, прежде всего, Н. Лермонтовой) старшим товарищем по искусству. Отметим, что «званцевцы» (Н. Лермонтова, Ф. Шихманова, Р. Котович-Борисяк) впервые представлены с подобной полнотой. С 1918-го по 1932-й гг. Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств (при всех её реорганизациях и переименованиях). Его система в какой-то период была практически единственной учебной методологией, в полной мере отрефлексированной и цельной, так что за это время с Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.
А. Зернов. Портрет натурщицы. 1926. Холст, масло. Собрание А. Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург
В связи с педагогической деятельностью Петрова-Водкина возникает важный вопрос различия между двумя понятиями. А именно: взаимоотношения молодого художника со школой в методологическом понимании (обучение «по объективному методу») и влияние Петрова-Водкина на творчество молодого художника. Выявленные, в том числе и в ходе подготовки к настоящей выставке, работы учебно-постановочного плана (А. Зернов, Т. Купервассер, М. Ломакина, Г. Эфрос, Е. Благовещенская и др.) дают наглядные представления об «объективном методе» как совокупности установок теоретического толка, последовательно реализованных в материальном плане. Быть его учеником – значило, пройти определенный профессиональный ценз: «я не плодил дилетантов», – свидетельствовал художник.
К. Петров-Водкин. Изгнание из рая. 1911. Холст, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург
В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров. Ряд художников сохранил, при всей своей мощной индивидуальности, режим прямого диалога с учителем: это относится, прежде всего, к рано умершему А. Лаппо-Данилевскому, Л. Чупятову, П. Голубятникову, П. Соколову, В. Дмитриеву, но не только к ним. Некоторые структурные особенности петрово-водкинской изобразительности легко считываются у А. Самохвалова и А. Пахомова, И. Лизака и В. Малагиса, Е. Эвенбах и А. Зернова. Понятие «Круг Петрова-Водкина» на будущей выставке предстаёт подвижным и многосоставным, рассчитанным на приращения новых материалов и интерпретаций.
Н. Лермонтова. Обнаженный мальчик. 1910. Холст, масло. Собрание А. Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург
В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний.
Ф. Шихманова. Портрет балерины. Середина 1910-х. Холст, масло. Собрание А. Есипович-Рогинской, Санкт-Петербург
В качестве заходной иллюстрации к материалу использована репродукция работы Л. Чупятова Черный натюрморт с шаром и бумагой. 1922. Холст, масло. ГРМ