Выставка «Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер»
О выставке
В 1916 году Русский музей приобрел первые девять произведений Остроумовой-Лебедевой, творчество которой знаменует возрождение и расцвет гравюры в русском искусстве начала XX века. В дальнейшем художник неоднократно дарила свои работы музею.
В 1955 году, согласно завещанию художницы, в музей были переданы все произведения из ее собрания. Большую часть этой уникальной коллекции составляли рисунки, акварели, живопись, гравюры и гравированные доски самой А.П. Остроумовой-Лебедевой. Оставшуюся часть собрания составила печатная графика современников и последователей художницы, тех, кто обратился к искусству гравюры, вдохновляясь ее открытиями в области ксилографии – самого древнего вида гравюры.
А.П. Остроумова-Лебедева. Венеция. Столбы. 1911. Бумага, черный карандаш, акварель. 36,2 х 52,7
В экспозицию выставки вошли произведения Г.С. Верейского, В.В. Воинова, Н.Н. Купреянова, К.А. Сомова и других мастеров дореволюционной и советской графики. Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Во многом именно знакомство Остроумовой-Лебедевой с японской ксилографией, определившей новые пути развития европейского искусства в конце XIX — начале ХХ века, оказало существенное влияние на формирование ее индивидуальной художественной манеры.
А.П. Остроумова-Лебедева. Вид с Тучкова моста в Петербурге. 1912. Холст, масло. 86 х 129
Показ произведений А.П. Остроумовой-Лебедевой и ее собрания в рамках единой экспозиции впервые даст возможность сопоставить поиски и открытия знаменитого мастера петербургской графики с произведениями ее предшественников и современников, сделавших значительный вклад в развитие искусства гравюры.
А.П. Остроумова-Лебедева. С. В. Лебедев в своем кабинете. 1912. Бумага, гуашь, акварель. 46,5 х 62,9