Выставка «Александр Арефьев. Живопись. Графика»
О выставке
30 сентября в KGallery начнёт работу выставка одного из самых одиозных персонажей ленинградского нон-конформизма Александра Арефьева, приуроченная к 85-летию художника. Этой экспозицией галерея завершает цикл, посвящённый художникам так называемого «арефьевского круга», длившийся два года.
Александр Арефьев (1931-1978) – настоящая легенда советского андеграунда. Именно с него началась новая волна послевоенного неофициального искусства. Будучи подростком, во время учёбы в средней художественной школе при Академии художеств он сплотил вокруг себя группу единомышленников, назвавшуюся Орденом Непродающихся Живописцев (ОНЖ) и проповедовавшую активный художественный поиск и свободу самовыражения.
А. Арефьев. Павел I
Арефьев начинал в лучших традициях импрессионистов, затем разработал свою легко узнаваемую манеру, позже, в конце 1960-х годов, увлёкся Филоновым и опытами по расширению сознания, что повлекло за собой формирование ещё одного направления его творчества. Наиболее яркий и плодотворный период его деятельности приходится на середину 1950-х годов, когда он создавал сотни графических листов, бытописующих неприглядную действительность. В странных и страшных образах рисуется непарадная жизнь ленинградских дворов и окраин. Он увлекался мифологией и историей, создал масштабную «Античную серию», пробовал себя в мелкой пластике, коллажах, иллюстрации и даже сделал несколько эскизов памятника защитникам Ленинграда.
А. Арефьев. Художник, рисующий ночью
Художника интересовали не люди, как личности, а их тела в предлагаемых, как правило, очень жёстких обстоятельствах. В работах последнего периода он больше увлечён схематическими построениями, а затем и вовсе начинает изображать свои параноидальные видения.
Всю жизнь Арефьев провёл в борьбе с унынием, официозом и партийной идеологией. Короткая, яркая и трагическая жизнь Арефьева была наполнения событиями: он был настоящим хулиганом, два раза сидел в тюрьме, лечился в дурдоме, страдал характерными недугами художественной богемы, уничтожал свои произведения. Он единственный из своих товарищей по ОНЖ активно выставлялся, был участником выставок в ДК. им. Газа, многих «квартирников» в Ленинграде и Москве. В конце концов, после утомительных преследований КГБ, эмигрировал за границу и скончался во Франции. Но его талант был безусловен и признан многими современниками ещё при жизни художника.
Выставка в KGallery будет первой масштабной ретроспективой Арефьева. На ней будет представлено более трёхсот произведений живописи и графики. Особенного внимания заслуживает знаменитая «Банная серия» 1949-1950-х годов, созданная в результате многочисленных тайных наблюдений за женским банями,
А. Арефьев. Женщина, моющая девочку
а также немногочисленные и поэтому особенно ценные живописные работы, находящиеся в частных собраниях Петербурга, Москвы и зарубежья. Экспозиция будет сопровождаться демонстрацией видео-воспоминаний об Арефьеве его ближайших друзей и соучеников Валентина Громова и Александра Траугота. К выставке подготовлен полный каталог произведений.