Театральные чтения поэтического цикла Осипа Мандельштама «Армения» в музыкальном сопровождении
О мероприятии
1 октября в парадном зале музея РОСФОТО артисты Мастерской Дмитрия Брусникина, резиденты театра «Практика», вступят в поэтический диалог, основа которого — текст цикла стихотворений Осипа Мандельштама «Армения». Произведение стало концептуальной направляющей выставки «Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века».
В 30-х годах ХХ столетия Армения возвратила Мандельштама после длительного периода прозы к поэтической форме. Своей командировке в Ереван и знакомству с народом Кавказа писатель отводил роль вдохновения и источника своего «зрелого периода». После выхода из печати книги «Стихотворения» и сборника статей «О поэзии» в 1928 году Осип Мандельштам как поэт замолчал. Согласно воспоминаниям мемуаристки и литературоведа Эммы Герштейн, «он стал ненавидеть письменный стол», и причиной тому было усиление тоталитарного давления власти на деятелей искусства.
Переломной стала поездка в Сухум, Тифлис, а потом в Ереван. Пребывание в Армении нашло отражение в творчестве Мандельштама: именно там он снова обрел поэтический голос.
Надежда Мандельштам, вдова поэта, в воспоминаниях «Мы вернулись из Армении…», отводила ключевую роль в возрождении поэтического дара Осипа Эмильевича именно этой поездке: «Путешествие в Армению не туристская прихоть, не случайность, а, может быть, одна из самых глубоких струй мандельштамовского историософского сознания. <…> Для Мандельштама приезд в Армению был возвращением в родное лоно — туда, где все началось, к отцам, к истоку, к источнику. После долгого молчания стихи вернулись к нему в Армении и уже больше не покидали…»
Помимо этого, во второй половине 60-х годов прошлого века именно литературное сообщество Армении стало двигателем реабилитации наследия опального в советской действительности поэта и прозаика.
Экспозиция, представленная в музее РОСФОТО, демонстрирует поэзию архитектуры Армении и монументальность слова, прославившего ее землю и народ.