Выставка Бориса Забирохина «От слова к образу»
О выставке
Персональная выставка «От слова к образу» петербургского графика Бориса Забирохина, открывшаяся в Музее Искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков, посвящена семидесятилетнему юбилею и носит ретроспективный характер.
Бориса Забирохина называют кудесником, магом, ведуном или мистификатором, ведь в своем творчестве он тесно соприкасается с миром грез, фантазий и небытия.
Извлекая из этого мира образы древних божеств, домовых, русалок, водяных, кикимор и леших, художник делает их героями своих произведений. Интересно, что Забирохин искренне верит в реальность существования своих персонажей.
№ 1. Илл. к Народным русским сказкам, собранными А. Н. Афанасьевым. 2006. Литография. 18х11.
«Надо только уметь концентрироваться», — говорит Борис Павлович. — И тогда они сами к тебе придут, и ты увидишь все, как надо». Отождествлять реальные и ирреальные сферы художник научился еще в детстве, поскольку подолгу жил в деревне, где слушал предания старины глубокой, наблюдал за народными верованиями. Сегодня он осмысливает некогда услышанное и прочитанное, и на основе накопленного багажа создает свои графические работы.
№ 8. Домовой. Илл. к книге М. Власовой Новая АБЕВЕГА русских суеверий. 1993. Литография. 18х13.
№ 4. Полевик. Илл. к книге М. Власовой. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. 1993. Литография. 18х13
Так родились иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, «Народным русским сказкам», собранным А. Н. Афанасьевым, «Русским демономанам» Н. С. Лескова, «Новой АБЕВЕГЕ русских суеверий» М. Власовой, к произведениям «Песнь о нибелунгах» и «Младшая Эдда».
Пролетарская сила. По мотивам произведений Платонова. 1989. Цветная литография. 70х90
Помимо фольклорных и эпических серий на выставке представлены станковые работы, созданные по мотивам романов «Котлован» и «Чевенгур» Андрея Платонова, повестей и рассказов писателей-«деревенщиков» Евгения Носова, Федора Абрамова, Валентина Распутина. Они познакомят зрителей с авторской точкой зрения на литературных героев, которым он придает ироничный, фантасмагорический и гротесковый характер. В экспозиции важное место занимает графика, относящаяся к библейскому и историческому циклам. Особое внимание привлекает цветная литография «Смута», посвященная лихим 90-м годам. На графическом листе можно увидеть и вавилонскую блудницу и ангелов, и смерть на бледном коне, и брачное ложе, и русского царя и кровавую сечу. Это необычное произведение заставит размышлять о прошлом и настоящем, о добре и зле, подвиге и предательстве, гордыни и смирении. Всего в экспозиции демонстрируется около семидесяти работ: литографии, офорты и монотипии.