Выставка «Екатерина Великая в стране и мире»
О выставке
Выставка посвящена отражению в искусстве глубинных внутрироссийских и геополитических преобразований, в которых императрица Екатерина II сыграла важнейшую роль.
Вторая половина XVIII века в Российском государстве была ознаменована серьезными преобразованиями социальной структуры, законодательной базы, промышленности и культуры. Среди культурно-исторических событий внутри страны — дальнейшее развитие национальных мануфактур, учреждение Смольного института, Московского воспитательного дома, новый устав Академии художеств.
Военные события эпохи нашли отражение в батальных и аллегорических картинах, рисунках и гравюрах. Прежде всего, это Русско-турецкие войны (1768‒1774 и 1788‒1790), Русско-шведская война (1788‒1790). В этих войнах проявились личности и раскрылся талант величайших российских полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева. Из внутриполитических событий важнейшее — присоединение к России Крыма (1783). Отразился в искусстве и целый ряд проектов екатерининской эпохи: так называемый Греческий проект, отношения с Мальтийским орденом и т.д., поездка государыни по южным губерниям. Важную роль в эту эпоху играли активные и многообразные историко-культурные и художественные связи России и Западной Европы, в том числе контакты государыни с крупнейшими французскими энциклопедистами: Дидро, Вольтером.
Екатерининская эпоха богата иконографией выдающихся российских деятелей — братьев Орловых, адмиралов Грейга и Сенявина, Г. И. Потемкина, П. и В. Зубовых и многих других.
На выставке будут представлены живописные и графические произведения, скульптура, изделия из фарфора и стекла, изделия прикладного искусства, костюмы и архивные документы — всего более чем 500 произведений изобразительного и прикладного искусства.
Стефано Торелли. Портрет императрицы Екатерины II. Между 1763 и 1766. Холст, масло. 244 х 178. ГРМ
В экспозицию включены парадные портреты Екатерины II и ее современников работы таких мастеров, как Иван Аргунов, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Стефано Торелли, Иоганн Баптист Лампи старший, Йозеф Крейцингер, Сальваторе Тончи и др.
Неизвестный художник. Портрет генерала-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. Не ранее 1789. Холст, масло. 67 х 53. ГРМ
Кроме того, зритель увидит скульптурные портреты, выполненные выдающимся мастером русского классицизма Федором Шубиным, итальянским скульптором Джакопо Мональди и другими. На выставке можно будет увидеть аллегорические произведения, как живописные, так и скульптурные, представляющие императрицу в образе Минервы — воительницы и покровительницы искусств.
Места, которые посещала императрица во время своих путешествий по России, отразились в пейзажах Михаила Иванова (виды Старого Крыма) и Федора Алексеева (виды Бахчисарая и Николаева). Кисти Михаила Иванова также принадлежит ряд батальных сцен на суше и море, написанных акварелью и гуашью. Морские сражения при Чесме запечатлел по заказу русского Двора Якоб Филипп Хаккерт.
Федор Алексеев. Вид города Николаева. Между 1797 и 1800. Холст, масло. 196,5 х 177,5. ГРМ
В качестве заходной иллюстрации к материалу использована репродукци картины Фердинанда Мейса "Путешествие Екатерины II по России в 1787 году. Аллегорическая картина". 1790-е. Холст, масло. 122 х 169. ГРМ