Выставка «Приключения цвета» Алексея и Андреаса Явленских
О выставке
На выставке представлено более 20 живописных произведений великого экспрессиониста Алексея фон Явленского и его сына Андреаса Явленского, а также документальные и архивные материалы.
Алексей фон Явленский (1864–1941) не нуждается в особом представлении, его произведения украшают экспозиции многих музеев мира. Он был современником, единомышленником и другом Василия Кандинского, Габриэлы Мюнтер, Пауля Клее и других известных художников первых десятилетий XX века. Явленский учился у Ильи Репина, восхищался работами Валентина Серова, Константина Коровина, других мастеров реализма и импрессионизма. Уехав в Германию в 1896 году, продолжал занятия искусством в школе «Ашбе» вместе со своими друзьями-художниками Игорем Грабарем, Дмитрием Кардовским, Марианной Веревкиной. Лишь к концу 1910-х годов, после революции 1917 года в России, их контакты практически прервались.
Алексей Явленский. Фабрика. 1910. Холст на картоне, масло Частное собрание, Швейцария
Творчество Алексея Явленского демонстрируется на выставке в контексте работ его русских современников, хотя уже с конца 1900-х годов Явленский испытывал самые разные влияния, оставаясь при этом абсолютно самобытным художником со своим неповторимым стилем и темами. В последний период своего творчества Алексей Явленский, обращаясь к иконописи, создал цикл работ, вдохновленных религиозным искусством.
Андреас Явленский (1902-1984) — сын Алексея Явленского, до 1923 года носивший фамилию матери Незнакомов, уже в детские годы удивлял многих известных художников своей одаренностью. Его творческая судьба сложилась непросто. Он долго находился в тени отца, хотя рано начал показывать свои работы на выставках.
Андреас Незнакомов-Явленский. Упрек. 1921. Холст, масло архив Алексея Явленского, Локарно, Швейцария
Художника интересовал окружающий мир — природа, люди, жизнь. Его произведения всегда насыщены цветом, солнцем, воздухом. Обладая самобытной манерой и своеобразным тематическим репертуаром, произведения Андреаса Явленского представляют весьма интересную страницу в европейском искусстве середины ХХ века.