Выставочный проект «Осторожно, дети!»
О выставке
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков представляет крупномасштабный проект «Осторожно, дети!», который проводится в рамках программы «Десятилетия детства», принятой правительством РФ.
Выставка отличается принципиально новым концептуальным подходом к освещению темы детства. Лирико-романтический контекст, характерный для образа детства во все времена, перестает быть главенствующим в искусстве последних десятилетий ХХ — начала ХХI века. На экспозиции зритель столкнется не только с сентиментально-восторженными и безмятежными настроениями, но и с выражением брутальных, бунтарских чувств, которыми художники наделяют образ ребенка.
Виктор Данилов. Первые коньки. 1999. Бумага, масл. пастель
Всего в выставочном проекте участвуют более 110 авторов — живописцев, графиков, скульпторов, художников видео-арта. Все они принадлежат к разным поколениям и являются представителями самых разных направлений: традиционного классического искусства, андеграунда, примитивизма, гиперреализма, многочисленных актуальных течений сегодняшнего дня. Среди участников громкие имена и молодые авторы: Николай Ионин (1890-1948), Николай Андронов (1929-1998), Олег Целков (род.1934), Илья Кабаков (род. 1933), Оскар Рабин (род. 1928), Соломон Россин (род. 1937), Максим Кантор (род. 1957), Владимир Дубосарский (род. 1964), Леонид Цхэ (род. 1983) и многие другие. У каждого автора своя судьба, свое детство и воспоминания о нем.
Наталья Бочарова. Первая. 2015. Х.м
Сегодня искусство не ищет красоты, источником для творческой энергии становятся хаос и абсурд. И изображения детей из ангелоподобных существ подчас трансформируются в небезобидные создания, которые стреляют, боксируют, бегут, дерутся, грубо утверждая свою исключительность. В этом ключе, например, выполнены работы Дмитрия Бухрова «Держи фасон» (2017), где ребенок демонстрирует силу кулака, или Юрия Татьянина «Микроб Юра» (2018), эксцентричный «герой» которого напоминает монстра. Все эти образы вызывают самую разную реакцию: шокируют, заставляют переживать, удивляться, смеяться.
Елена Шумахер. Прогулка. х. акр. 2017
Во многих произведениях запечатлены разного рода смешные ситуации: то маленький хулиган, вооружившись пистолетом, норовит испугать свою бабушку (Владимир Дубосарский. «Хулиган Саша», 1992), то малолетняя красавица, обладающая ярким педикюром, скачет верхом на коте (Елена Шумахер. «Прогулка», 2017). Дети — обжоры (Элеонора Маслова. «За работу!» 2016), драчуны (Ирина Дрозд. Из серии «Маленькие травмы», 2010), маргиналы (Соломон Россин. «О, маэстро!», 1997) словно маркируют «невыносимую легкость бытия», царящую в нынешнем мире.
Ирина Дрозд. Из серии "Маленькие травмы". 2010. Х. м.
Проект уделяет особое внимание теме одиночества ребенка. Сегодня, когда слово «депрессия» знакомо даже детям, художники по-своему реагируют на эту проблему. Они обращаются к устрашающим сюжетам, в которых изображения младенцев, отроков и подростков олицетворяют вселенскую катастрофу или явление смерти (Вячеслав Афоничев. «Избиение младенцев», 1993; Соломон Россин. «Красное и розовое», 2015).
В течение двух месяцев в рамках проекта в музее пройдет ряд мероприятий: экспериментальные спектакли, мастер-классы, лекции, кинопоказы, а также специальная детская программа.
В качестве заходной иллюстрации к материалу использована репродукция картины Вячеслава Афоничева «Избиение младенцев». 1993. Холст, масло. Из коллекции Музея нонкомформистского искусства