Международный выставочный проект «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве»
О выставке
6 декабря в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков стартует международный выставочный проект «Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве». По сути, это первое художественное исследование темы гротеска в музейном пространстве.
Более 100 авторов из России, Франции, Италии, Германии, Греции, Бельгии, Великобритании, США, Китая и других стран продемонстрируют свое представление о том, что есть гротеск в искусстве. Художественный парадокс, фантасмагория образности или гипертрофированное восприятие жизни?
Кураторы проекта ставят перед зрителем непростую задачу – понять и прочувствовать, какие модификации претерпевала тема гротеска на протяжении времени, в каком качестве традиции прошлого, к примеру, Босха, или Арчимбольдо, или Гойи оживают в искусстве ХХ века. Как кошмар и уродство способны трансформироваться в красоту художественного образа, а идеальное вдруг обернуться внутренней духовной надломленностью?
Порфирий Федорин. Левитация. 2015. Холст, масло
300 произведений – разнообразные живописные и графические работы, скульптуры, объекты, инсталляции, видео-арт, фотографии, коллажи, созданные известными мастерами и молодыми авторами, активно заявляющими о себе в сфере актуальных направлений, – «захватят» всё пространство музея.
Владимир Кустов «…Если бы парни всей земли…». 1989 Холст, масло
Четыре этажа выставочных залов, включая лестничные пролеты, внутренний двор и даже прилегающую территорию со стороны набережной канала Грибоедова превратятся в художественный Лабиринт Гротеска. Необычный объект паблик-арта «ПапаWok» расположится в воде канала прямо напротив входных ворот МИСП и станет отправной точкой проекта, приглашая стать участниками необычного проекта.
Виктор Кузнецов. Гипер Пупер. Персей и Андромеда. 1992 Холст, масло. 110х150. Музей нонконформистского искусства
Посетителям выставки представится возможность погрузиться в иррационально-художественный мир, полный творческих идей и причудливых неожиданностей – на «корабле» каруселей вознестись над неким городом N (Н. Нестерова. «Персонажи, катающиеся на карусели», 1988), унестись в метафизическое пространство и испытать экстаз танца в полете над морем (И. Новиков. «Пророк», 2014), увидеть мистическую башню Гамлета, облепленную безглавыми героями (В. Вильнер. «Башня Гамлета. Из серии «Островитяне», 2001), ужаснуться шабашу вампиров (Т. Назаренко. «Трапеза», 1992), в сказочной стране которых кровоточат даже фонтаны (А. Шишкин-Хокусай. «Венера Таврическая», 2018). Никого не удивят на этой выставке портрет женщины с улитками на голове (В. Данилов. «Дама с улитками», 2002) или человеческие лица, составленные из фруктов и овощей (А. Задорин. Триптих, 2005), или Ева, примостившаяся отдохнуть в салатнице (О. Годес. «Уснувшая Ева. Эскиз салатницы», 1994).
Под стать российским персонажам ведут себя на выставке и герои иностранных авторов. Ожившие образы ушедших эпох в интерпретации Норико Окаку, Христофоруса Кацадиотиса и Филипоса Цицопулоса вполне адаптированы к пространству современной жизни, а живые модели (Гао Бо. «Тибет. Маски», 1993-1995), напротив, уподоблены ритуальным маскам. В экспозиции выставки к месту придется и мистическое Око философа-пессимиста Шопенгауэра, реальная жизнь которого порой граничила с иррациональностью Гротеска (Франсуа-Ксавье Дельмэр. «Шопенгауэр», 2017).
Виктор Вильнер. Продавец воздушных шаров. Из серии Островитяне. 2001 Автолитография. 63,5х50 Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Выставку дополнят кинопоказы, театрализованные представления во дворе и на экспозиции, а также цикл лекций, посвященных исследованию темы гротеска и сатиры в искусстве в целом.