"Юрий Темирканов и его оркестр" | Музыка и клубы | Time Out

“Юрий Темирканов и его оркестр”

“Юрий Темирканов и его оркестр”

О спектакле

Юрий Темирканов решил исполнить монументальную ораторию “Песнь о лесах”, солистами приглашены Сергей Лейферкус и Август Амонов.

В юбилейном октябре у каждого свой Шостакович. Юрий Темирканов решил исполнить монументальную ораторию "Песнь о лесах", солистами приглашены Сергей Лейферкус и Август Амонов.

Принято считать, что фальшиво-оптимистическая "Песнь о лесах" (1949) — так называемая подставная музыка, которую Шостакович писал в нетворческих муках или, наоборот, левой ногой — только чтоб отстали. Все верно, и про муки, и про левую ногу. Но Шостакович просто не мог написать ничего среднего или даже просто замечательного. И хотя "Песнь о лесах" — не гениальная музыка, но это музыка гения, зияющая высота. Или, если угодно, слепящая тьма. Это если подходить к музыке исторически и слушать в ней историю. А можно ведь подойти и цинично-формально.

Одни гармонии и мелодии Шостаковича партия и правительство считали правильными и народными, другие — упаднически-буржуазными; однако ни Шостакович, ни партия с правительством не предполагали, что гармонии и мелодии может вообще не быть. (Точнее, молодой Шостакович, который написал "Нос", был еще убежден в такой возможности, но партия и правительство его довольно быстро разубедили.) В этом смысле образцово-народная "Песнь о лесах" по стилю не так уж контрастна, скажем, классицистской Десятой симфонии, которую — в отличие от "Песни о лесах" — никак нельзя назвать подставной. И там и там композитор соорудил сталинские высотки, только одну отвел под жилой дом, а другую под мемориал. Любой дирижер и оркестр ступают с благоговением на порог мемориала, а живут в соседней высотке. Там все стандартное, привычное, как Чайковский. Недаром же именно за "Песнь о лесах" Шостакович получил Сталинскую премию. А вы хотите, чтобы Сталин дал ее за богоборчество и самоедство шостаковичских струнных квартетов? Или, может быть, за дружбу народов образца "Из еврейской народной поэзии"?

В последние годы все чаще играют Шостаковича, якобы прославлявшего режим, — Одиннадцатую и Двенадцатую симфонии, ту же "Песнь о лесах" — и объясняют это желанием исследовать проблему "поэт и царь". На самом-то деле одобренную совмузыку Шостаковича гораздо легче играть. Все играют ее просто превосходно, да и публика в восторге. Зияющая высотка? Пусть себе зияет — ничего лучше, чем сталинские дома, на рынке жилой недвижимости так и не появилось.

Билетов не найдено!

Закрыть