Наталья Першина-Якиманская (Глюкля). “Я голая, а ты – нет”
О выставке
“Фабрика Найденных Одежд” (ФНО) Глюкли (Натальи Першиной-Якиманской) и Цапли
(Ольги Егоровой) известна перформансами и “Магазином путешествующих вещей” на Пушкинской, 10.
Как проект будет выглядеть?
В галерее воспроизводится ситуация кафе. За столиками сидят черные костюмы в галстуках и белых рубашках. И идет видео: две маленькие девочки играют, и мы слышим взрослый мир, преломленный через их игру. Получается такой странный феномен: в какой-то момент сносит башню от того, что это и есть наш мир, но он так странно преломлен.
Во что играют?
Запугивают друг друга. В страшилки. То есть эти черные костюмы там присутствуют невидимо, их там нет, но они в подсознании детей уже есть.
А на столах у костюмов что-нибудь есть?
Тоже одежда. На тарелках. Или, например, бокал, а к нему прилипли колготки. То есть они едят себе подобных. Это иерархия. Есть разные типы отношений есть отношения иерархические, что ведет к несвободе. А есть нормальные, свободные, как у детей.
Это новая тема для вас?
Одежда для меня, для ФНО это такой знак, с помощью которого мы разные свои мысли транслируем. Эта выставка для меня подводит итог всей старой деятельности то, что я много лет работала так и сяк с одеждой, но одновременно ставит большой вопрос, как выходить к социальной тематике, избавляться от замкнутого арт-комьюнити, от его тем. Еще пару лет назад я бы не стала использовать галерею как кафе. Делала бы в ней что-то просто, как в четырех стенах. А сейчас меня осенило. В галерее тесно. Мне как художнику, работающему с перформансом, в галерее вообще очень тесно.
Тотальная инсталляция, как у Кабакова?
Да в общем, любая инсталляция тотальная. Здесь у меня все про отношения любовные и социальные. Я сейчас остро чувствую, что надо как-то связывать личные темы с социальными.
В описании говорится про неравенство социальное и психологическое. Что вы подразумеваете под вторым?
Это очень прозрачно, мне кажется. Один человек любит, другой нет. Один раскрывается, а другой использует. Это как в той песне Sweet dreams are made of these. Это вечное и никуда не девающееся.
И оно соотносится с социальной плоскостью?
Конечно. Не от этого ли происходит все остальное? Если мы позволяем себя использовать лично, значит, когда мы выходим в общественное поле, мы тоже себя там позволяем использовать. Например, не ходить голосовать, забивать на все и мучиться, по Фасcбиндеру, в своих квартирках о личном.
Один ест, а другой позволяет себя съесть?
Ну да. То есть не позволяй себя съесть.
А к тем, кто ест, бесполезно обращаться?
Почему? И к ним это тоже обращено. Потому там и есть черные костюмы и белые платья. У ФНО же всегда черное и белое это два таких полюса, которые мы пытаемся свести.
Полюса сугубо гендерные?
Так мы же феминистские художницы. Мы целых 10 лет колбасились, отрицая это. Потому что так глубоко в нас была всажена эта вот аполитичность питерская, интеллигентская. А потом мы стали взрослеть и ездить, учиться на ходу. И сейчас мы абсолютно без всякой натяжки говорим, что мы феминистки, потому что неравенство существует, как бы оно не маскировалось. И кроме ускользающей сакральности этой темы мужчина и женщина, такой каши из любви и войны, есть еще и социальный аспект. Неужели вы не чувствуете социального неравенства?
Социальное возможно, но психологическое вряд ли. Есть женщина, которая ест, и мужчина, который позволяет себя есть, так же как и наоборот.
Да, в этом плане нет разделения. Пожалуй, чаще даже женщина ест мужчину. Хотя, скорее, я бы поставила знак равенства. Главное, не опускаться до уровня Марты Фасcбиндера. Это такой основной страх ФНО. Мы даже лекцию читали на эту тему в Pro Arte.
Вы верите, что в России сейчас искусство может работать в социальном плане, на кого-то воздействовать?
Я верю, иначе бы я его не делала. Вопрос в охвате. На близкий круг это влияет, конечно. А вот что с остальными людьми делать, это, конечно, большой вопрос. На фиг им все это нужно.
Тогда надо кино снимать.
Я всегда Цапле говорила, что надо кино снимать. Но это так непросто. Может быть, мудрее все-таки делать видео, как мы и делаем. Потому что оно пролезает в такие щели, куда кино никак не пролезет. Я не уверена, что мы скажем в кино то, что говорим с помощью видео. Хрупкость и непосредственность высказывания может исчезнуть в кино. Не зря же видео возникло сначала как оппозиция кино.
А что за дети?
Моя дочь и ее подруга по играм.
Вошли в роль?
Они забыли про меня. Я так старалась спрятаться, мне казалось, что я превратилась в траву. Я как разведчик: меня там как будто не было. Они сначала в саду играли, потом пошли в дом, и одна девочка говорит другой: раздевайся. Стала соблазнять ее. А потом другая говорит: "Нет, давай, я буду голая, а ты нет".